«Ненормальная ситуация»

Вахтанг Хмаладзе

ПРАГА---О новом указе Михаила Саакашвили мы поговорим с нашим гостем – экспертом по вопросам Конституции Грузии Вахтангом Хмаладзе. Он сейчас в прямом эфире по телефону из Тбилиси.

Олег Кусов: Если вернуться к указу Саакашвили, который снимает положение о сроках рассмотрения заявок иностранцев о предоставлении грузинского гражданства, как бы вы продолжили спор, который развернулся между экспертами в материале моей коллеги Олеси Вартанян. Как вы считаете, указ направлен все-таки против Иванишвили?

Your browser doesn’t support HTML5

«Ненормальная ситуация»



Вахтанг Хмаладзе: Я не думаю так, поскольку Иванишвили, как заявил один из его адвокатов господин Барамидзе, внес заявление о натурализации, то есть о принятии гражданства Грузии в порядке натурализации, а не в порядке дара. А процесс натурализации предусматривает совершенно другие процедуры, которые определены органическим законом о гражданстве. А данные изменения в указе президента касаются процедуры в дарственном виде предоставления гражданства гражданину другого государства. Тем не менее, я хотел бы отметить, что данным указом существенно ничего не изменилось, поскольку остался без изменения трехмесячный срок времени подачи заявления иностранным гражданином о предоставлении ему гражданства Грузии с момента подачи заявки. Отменили лишь однонедельный срок, который до этого изменения существовал для приготовления гражданским реестром заключения о соответствии поданных документов с требованиями законодательства. Вот этот недельный срок был отменен, но трехмесячный срок для принятия окончательного решения остался без изменения. Соответственно, увеличился срок, предоставленный гражданскому реестру для подготовки заключения. И что это может поменять в общем? Это может поменять то, что до принятия этого изменения окончательное решение возможно было принять, скажем, не за три месяца, а за две недели, за три недели, за месяц. А после этого изменения, если гражданский реестр продлит подготовку заключения, скажем, на два с половиной месяца, то этот срок, естественно, увеличится, но он не должен быть больше, чем три месяца. А данное изменение вряд ли коснется положения, которое сложилось вокруг гражданства Иванишвили, поскольку он до сих пор не подавал такого заявления. Еще раз повторюсь: он подал заявление о предоставлении ему гражданства Грузии, условия которого определены законом, а не указом президента, - это совершенно другая юридическая процедура.

Олег Кусов: Понятно, Вахтанг. Значит, получается, что это чисто техническое положение.

Вахтанг Хмаладзе: Да.

Олег Кусов: Ну, все-таки грузинское сообщество ведь не унимается, и в каждом законе, как говорила одна из героинь нашего материала, видит направленное действие против Бидзины Иванишвили. Как вы считает? В пятницу вступил в действие закон о политических партиях, согласно которому в Контрольной палате начала работать новая служба, которая осуществляет финансовый мониторинг политических партий. И этот закон тоже направлен якобы против Иванишвили. Есть такой заговор?

Вахтанг Хмаладзе: Знаете, во-первых, та оценка, которая была сделана, что якобы это касается вхождения господина Иванишвили в грузинскую политику, имеет под собой вполне реальную основу. Поскольку в течение последних двух месяцев, особенно во второй половине октября, практически все законодательные новшества, новации, принятые властями, прямо или косвенно касались именно решения тех вопросов, которые могли и могут каким-то образом ограничить свободу принимать активное участие в политической жизни не только Иванишвили, но также всех политических партий, общественных организаций, отдельных граждан. И особенно в этом отношении «отличился» закон «О политических объединениях Грузии». После внесения изменения в этот закон практически вся Грузия, как физические, так и юридически лица, как производства, так и НПО, - все могут оказаться под бдительным оком государства. С соответствующими ограничениями финансирования, с соответствующими обязательствами частых периодических финансовых отчетов и т.д. и т.п. В этом отношении грузинское общество стало весьма мнительным и старается в любых новшествах, которые принимают власти, увидеть, не направлены ли они против господина Иванишвили и других оппозиционных политических сил. Вот такая, я бы сказал мягко, не очень нормальная ситуация сложилась в этом отношении.

Олег Кусов: Спасибо, Вахтанг. Возможно, наш разговор можно закончить пословицей: «Дыма без огня не бывает». Вы согласны или нет?

Вахтанг Хмаладзе: Вообще-то, да. Но не относительно этого вопроса, этого конкретного изменения в указе президента. Я думаю, новации нам еще предстоит услышать и увидеть.