СУХУМИ---С 13 на 14 января в Абхазии отмечают праздник Ажирныхуа - или новый год по исконно абхазскому времяисчислению, который, согласно традиции апсуара, имеет религиозное значение. Его отмечают как православные, так и мусульмане. В этот день жители страны приносят козла в жертву языческому богу кузни.
Мы стали свидетелями того, как, пожалуй, самый главный праздник для абхазов – Ажирныхуа отмечают в семье Сичинаа в селе Гарп Гудаутского района. Процессом выполнения религиозных ритуалов руководит самый старший мужчина рода Валерий Сичинаа. Многие члены семьи уже давно не живут в Абхазии и работают в России, однако на Ажирныхуа в родовом доме в селе Гарп каждый год собираются все. Ажирныхуа – языческих праздник, посвященный богу кузни. Кузнечное дело издревле в Абхазии считалось почти священным занятием, и поэтому Ажирныхуа празднуется повсеместно.
«Шишва, как известно, является божеством кузни и железа, поскольку абхазский народ, конечно же, с древнейших времен занимался скотоводством, но все-таки основой хозяйства было земледелие, и потому, естественно, кузня имела большое значение в жизненном укладе абхазского народа», - говорит фольклорист Цира Габния.
Изначально ритуалы, связанные с Ажирныхуа, выполняли кузнецы, которые, в общем-то, имелись в каждом роду, однако со временем этот праздник не то чтобы потерял свое религиозное значение, наоборот – его отмечают в каждом доме, и понятие «кузни» носит не столько прикладной, сколько символический характер. Валерий Сичинаа, например, не припомнит кузнецов в своем роду, однако, по его словам, не было такого года, когда его семья не праздновала бы Ажирныхуа.
«Нет, конечно, не было. Мужчины нашей фамилии – сичинаавцы – не работали в кузне. Но отмечать праздник введено в традиции, в обычаи, поэтому каждый год мы справляем этот праздник, как все. Мы верим в бога, и знаем, что бог нам помогает, и поэтому мы чтим этот день», - говорит Валерий Сичинаа.
Жертвоприношение – одно из центральных событий праздника. Как правило, в жертву богу кузни приносят козлов, причем, именно белых. Во дворе перед началом этого мероприятия собираются все домочадцы. Мужчины и дети становятся в полукруг рядом с животным, которое держит за рога старший мужчина в семье – в нашем случае Валерий Сичинаа – и произносит молитву богу кузни.
После молитвы жертвенному животному перерезают горло – и в праздновании Ажирныхуа наступает, скажем так, «техническая пауза». Забитого козла необходимо освежевать, затем сварить мясо. Тут же ставится котел для «абысты», иначе говоря, мамалыги. Пока мужчины занимаются этим важным занятием, женщины начинают накрывать на стол традиционные холодные блюда. Следующий ритуал происходит уже ночью непосредственно в кузне. Еще до этого сюда приносят рога убитых козлов – в знак свидетельства богу кузни, что жертва была принесена. После того, как мясо сварено, сердце и печень животного насаживают на специальный деревянный кол и, подняв его к небу, глава семьи снова произносит молитву с тостом. В кузню, которая, собственно, и называется «ажира», обязательно берут с собой кувшин с домашним красным вином.
Мужская часть празднования Ажирныхуа на ритуале в кузне заканчивается и наступает время уделить внимание слабому полу. Жертвенное мясо вносится в дом, и глава семьи начинает поздравлять женщин. Согласно традиции, на каждую женщину в семье в жертву приносится по одному петуху и изготавливается по три пирожка с сыром. Валерий Сичинаа молится за каждую женщину рода, после этого наступает финальная часть Ажирныхуа.
«Сколько я себя помню, праздник всегда завершался стрельбой. Это было знаком того, что ритуал завершен, и это известие посылается на небеса. И еще, чтобы не только Всевышний, но и все село знало, что этот дом провел ритуал и завершил его», - рассказывает Цира Габния.
Раньше, когда не было огнестрельного оружия, просто зажигались факелы. Однако в XXI веке некоторые абхазы – по крайней мере в лице семьи Сичинаа – после исполнения всех религиозных ритуалов запускают у себя во дворе праздничные фейерверки.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы стали свидетелями того, как, пожалуй, самый главный праздник для абхазов – Ажирныхуа отмечают в семье Сичинаа в селе Гарп Гудаутского района. Процессом выполнения религиозных ритуалов руководит самый старший мужчина рода Валерий Сичинаа. Многие члены семьи уже давно не живут в Абхазии и работают в России, однако на Ажирныхуа в родовом доме в селе Гарп каждый год собираются все. Ажирныхуа – языческих праздник, посвященный богу кузни. Кузнечное дело издревле в Абхазии считалось почти священным занятием, и поэтому Ажирныхуа празднуется повсеместно.
«Шишва, как известно, является божеством кузни и железа, поскольку абхазский народ, конечно же, с древнейших времен занимался скотоводством, но все-таки основой хозяйства было земледелие, и потому, естественно, кузня имела большое значение в жизненном укладе абхазского народа», - говорит фольклорист Цира Габния.
Изначально ритуалы, связанные с Ажирныхуа, выполняли кузнецы, которые, в общем-то, имелись в каждом роду, однако со временем этот праздник не то чтобы потерял свое религиозное значение, наоборот – его отмечают в каждом доме, и понятие «кузни» носит не столько прикладной, сколько символический характер. Валерий Сичинаа, например, не припомнит кузнецов в своем роду, однако, по его словам, не было такого года, когда его семья не праздновала бы Ажирныхуа.
«Нет, конечно, не было. Мужчины нашей фамилии – сичинаавцы – не работали в кузне. Но отмечать праздник введено в традиции, в обычаи, поэтому каждый год мы справляем этот праздник, как все. Мы верим в бога, и знаем, что бог нам помогает, и поэтому мы чтим этот день», - говорит Валерий Сичинаа.
Your browser doesn’t support HTML5
Жертвоприношение – одно из центральных событий праздника. Как правило, в жертву богу кузни приносят козлов, причем, именно белых. Во дворе перед началом этого мероприятия собираются все домочадцы. Мужчины и дети становятся в полукруг рядом с животным, которое держит за рога старший мужчина в семье – в нашем случае Валерий Сичинаа – и произносит молитву богу кузни.
После молитвы жертвенному животному перерезают горло – и в праздновании Ажирныхуа наступает, скажем так, «техническая пауза». Забитого козла необходимо освежевать, затем сварить мясо. Тут же ставится котел для «абысты», иначе говоря, мамалыги. Пока мужчины занимаются этим важным занятием, женщины начинают накрывать на стол традиционные холодные блюда. Следующий ритуал происходит уже ночью непосредственно в кузне. Еще до этого сюда приносят рога убитых козлов – в знак свидетельства богу кузни, что жертва была принесена. После того, как мясо сварено, сердце и печень животного насаживают на специальный деревянный кол и, подняв его к небу, глава семьи снова произносит молитву с тостом. В кузню, которая, собственно, и называется «ажира», обязательно берут с собой кувшин с домашним красным вином.
Мужская часть празднования Ажирныхуа на ритуале в кузне заканчивается и наступает время уделить внимание слабому полу. Жертвенное мясо вносится в дом, и глава семьи начинает поздравлять женщин. Согласно традиции, на каждую женщину в семье в жертву приносится по одному петуху и изготавливается по три пирожка с сыром. Валерий Сичинаа молится за каждую женщину рода, после этого наступает финальная часть Ажирныхуа.
«Сколько я себя помню, праздник всегда завершался стрельбой. Это было знаком того, что ритуал завершен, и это известие посылается на небеса. И еще, чтобы не только Всевышний, но и все село знало, что этот дом провел ритуал и завершил его», - рассказывает Цира Габния.
Раньше, когда не было огнестрельного оружия, просто зажигались факелы. Однако в XXI веке некоторые абхазы – по крайней мере в лице семьи Сичинаа – после исполнения всех религиозных ритуалов запускают у себя во дворе праздничные фейерверки.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия