Туманный закон - туманное будущее

Студенческое движение «Лаборатория 1918» уже давно собиралось выступить против некоторых положений Трудового кодекса Грузии

ТБИЛИСИ---В Тбилиси вновь подвергли критике Трудовой кодекс Грузии, назвав его дискриминационным. На этот раз к Объединенным профсоюзам присоединились и студенты. Критика грузинского законодательства прозвучала на фоне участившихся увольнений педагогов, многие из которых утверждают, что их преследуют за оппозиционные политические взгляды.

Ия Бжалава в течение 22 лет работала учителем в горийской средней школе № 9. Она была одним из шести педагогов, которому удалось получить сертификационное удостоверение. Но, несмотря на это, директор школы неожиданно сообщил ей, что разрывает с ней трудовой контракт. В документе, который передали Бжалава, не указаны причины ее увольнения. Устных объяснений тоже не последовало, поэтому Ия предполагает, что ее увольнение связано с политической деятельностью супруга, являющегося одним из лидеров оппозиционной партии «Свободные демократы».

Это не первый случай увольнения учителя, когда предположение о том, что именно политика стала его причиной, напрашивается само собой. Однако доказать это практически невозможно. Ведь пункт Д 37-й статьи Трудового кодекса Грузии дает право директорам расторгнуть трудовой контракт с педагогом без объяснения причин. И мало кто рискует пойти против этой системы, говорит Ия Бжалава:

«На этот раз я борюсь не только ради защиты собственных интересов, но и за своих коллег, которые оказались в таком же положении. А также ради тех педагогов, которые предположительно разделят мою судьбу. Мне очень жаль, но вероятность того, что увольнения продолжатся, велика. Поэтому необходима солидарность. Не думаю, что я сделала большое дело, но допустила прецедент, когда учитель возвысил голос в свою защиту».

Your browser doesn’t support HTML5

Туманный закон - туманное будущее



Студенческое движение «Лаборатория 1918» уже давно собиралось выступить против некоторых положений Трудового кодекса Грузии. Случай с педагогом Ией Бжалава оказался решающим. Сегодня в знак протеста молодые люди заняли небольшой участок площади перед памятником Шота Руставели. На листах картона вывели лозунги. Один из них, который написала Мариам Якобидзе, гласил: «Туманный закон - туманное будущее». Мариам - студентка, пока не работает. Она говорит, что участвует в акции для того, чтобы обеспечить и свое будущее - действующий сегодня в стране Трудовой кодекс она считает несправедливым:

«Главный наш протест вызван тем, что работодатель может уволить работника в любой момент без всяких объяснений».

Как говорит представитель Ассоциации молодых юристов Тинатин Авалиани, уволенных без объяснений граждан не защищают и грузинские суды:

«Первая и вторая судебные инстанции, как правило, выносят одинаковое решение – наше требование восстановить человека на работу не удовлетворяют. В Верховном же суде однажды был зафиксирован прецедент, когда расторжение контракта было признано незаконным, однако в том конкретном случае приоритетным было признано не грузинское законодательство, а международные соглашения и взятые страной обязательства».

В том конкретном случае, согласно ратифицированной Грузией Европейской социальной хартии, работника должны были заранее уведомить об увольнении.

На претензии правозащитных организаций и профсоюзов власть отвечает, что грузинское законодательство соответствует международному, в том числе и конвенциям Международной организации труда. Об этом в одном из комментариев «Эхо Кавказа» заявил главный советник премьер-министра Вахтанг Лежава:

«Конечно, идеального нет ничего, и дискуссия о некотором усовершенствовании может иметь место. Но мы исключаем из этой дискуссии требования местных и международных профсоюзов, которые не служат улучшению ситуации с правами работников, но увеличивают роль профсоюзов как квазибюрократии».

Но, как говорит председатель Объединенных профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили, несмотря на обсуждение Трудового кодекса в разных форматах, а также неоднократную критику международных организаций, власть остается глуха к требованиям профсоюзных организаций:

«Евросоюз, Международная организация труда, ООН, Госдеп США не являются авторитетами для грузинских властей, а к «Аль-Каеде» с просьбой об оценке Трудового кодекса я обратиться не могу».

По мнению Петриашвили, Трудовой кодекс и сегодня остается дискриминационным. Работодатель может уволить работника по любой причине: из-за того, что тот является членом оппозиционной партии, профсоюза или просто женщиной.