Культурное наследие не под охраной

С копией документа ознакомился и грузинский искусствовед Гиорги Гагошидзе. Из доклада он узнал, что в Бедийском храме обрушилась уникальная фреска грузинского царя Баграта III

ТБИЛИСИ---Сегодня на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы грузинская делегация поставила вопрос о сохранении архитектурных памятников, находящихся в Абхазии. Грузия требует незамедлительного допуска ЮНЕСКО в самопровозглашенную республику для изучения состояния Бедийского храма и Илорской церкви.

Вопрос о двух храмах грузинская делегация подняла во время выступления в ПАСЕ генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой. Именно ее грузинские власти уже в течение полутора лет призывают детально изучить проблему церквей, находящихся по ту сторону абхазской административной границы.

«Тема ее выступления касалась того, что каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни. Я решила связать эту тему с тем, что наших беженцев лишили этого права в результате оккупации. А также сказать, что в условиях оккупации наше культурное наследие и памятники находятся в опасности», - говорит грузинский парламентарий Магда Аникашвили.

Она объяснила, что полученная на днях информация фактически вынудила ее выступить. Министерство культуры Грузии ознакомилось с докладом российского комитета Международного совета музеев (ICOM). В начале ноября прошлого года пять его членов находились с экспертной миссией в Абхазии, они осмотрели около 20 памятников культуры, в том числе и несколько храмов. После этого комитет отправил детальный отчет международным организациям. С копией документа ознакомился и грузинский искусствовед Гиорги Гагошидзе. Из доклада он узнал, что в Бедийском храме обрушилась уникальная фреска грузинского царя Баграта III.

«Оказывается, там проходили "реставрационные работы", во время которых изображение основателя храма было уничтожено», - говорит Гагошидзе.

Your browser doesn’t support HTML5

Культурное наследие не под охраной



Эту информацию он передал руководству страны, после чего грузинские власти обратились к международным организациям с требованием остановить разрушение культурного памятника. Членом миссии российского комитета ICOM была Ксения Новохатько. Она рассказала о том, как члены экспедиции обнаружили разрушение фрески Баграта III.

«С нами вместе туда приехал абхазский реставратор, который укреплял эти фрески восемь лет назад. И он об этом [разрушении] не знал. По его реакции было понятно, что это какая-то чудовищная случайность, в которой не было умысла», - говорит Новохатько.

Точную причину разрушения, по ее словам, еще предстоит установить. Абхазская сторона подтвердила, что в храме проводились реставрационные работы. Новохатько также сообщила, что вблизи здания церкви некоторое время назад велись съемки фильма. Но в какой именно момент произошло разрушение, пока неизвестно. В отчете комитета приведены фотографии кусков разрушенной фрески. Можно ли на их основе восстановить уникальный культурный памятник, сказать никто не берется. Чтобы ответить на эти вопросы, нужна специальная экспертиза.

Ксения Новохатько сообщила, что миссия была приглашена в Абхазию руководством де-факто республики, в том числе и для того, чтобы прояснить ситуацию с Илорским храмом. Полтора года назад грузинские власти опубликовали фотографии, подтверждающие, что после реконструкции храм потерял свой прежний вид: стены были выбелены, а форма установленного купола не соответствовала грузинской церковной традиции.

Российский комитет ICOM подтвердил, что в ходе побелки часть грузинских надписей на восточной стене Илорского храма была закрашена. В отчете также есть фотографии нескольких незакрашенных фресок, а также надгробные камни с грузинскими надписями.

«Позднейшие изменения, внесенные в исторический облик храма (крупная глава [купол], раскраска фасадов, забелка закладных плит), являются грубым нарушением норм охраны и использования памятника архитектуры. Эти изменения, однако, не являются необратимыми и вполне могут быть устранены при последующих ремонтно-реставрационных работах», - сказано в отчете.

Ксения Новохатько сообщила, что руководство де-факто республики уже ознакомилось с докладом ICOM. Однако пока не известно, какие действия оно собирается предпринять в связи с изложенными в нем фактами.