Татуированная голова как национальная реликвия

Передача Францией коллекции Новой Зеландии

Франция вернула Новой Зеландии 20 мумифицированных голов воинов маори. Останки воинов, в свое время - ценный экзотичнский сувенир - хранились во французских музеях 150 лет.

Власти Франции передали правительству Новой Зеландии коллекцию из двадцати мумифицированных голов воинов маори, которая хранилась в основном в Музее естественной истории Нормандии. На языке коренного народа Новой Зеландии высушенные и покрытые татуировками головы называются мокомокаи; мумификация голов вождей и храбрых воинов – одна из традиций маори, а наличие татуировок свидетельствует о высоком социальном статусе.

Экспонаты попали во Францию в XVIII и XIX веках, в основном усилиями частных коллекционеров и много лет оставались предметом споров между Парижем и Веллингтоном. Министерство культуры Франции акт передачи коллекции охарактеризовано как окончание главы колониальной истории.

Под звуки охотничьего рога воин в набедренной повязке размахивает копьём и показывает публике язык. Женщины-плакальщицы в венках из зеленых листьев поют низкими голосами. Так 24 января в парижском музее "примитивного искусства" на набережной Бранли, делегация из Новой Зеландии торжественно принимала мумифицированные головы воинов маори. 26 января останки воинов доставят в столицу Новой Зеландии, Веллингтон. Там, в музее "Те Папа" будет организована торжественная церемония с участием короля маори Тухеития Паки.

"Маори взяли реванш над колониальной музеографией" – так озаглавила свой материал газета "Монд". А министр культуры Франции Фредерик Миттеран заявил на церемонии, что передача голов ознаменовала собой окончание "колониального" цикла истории. C начала колонизации Океании в XVIII веке мумифицированные головы маори стали считаться диковинными трофеями и пользовались спросом у западных коллекционеров. В 1831 году британское правительство ввело запрет на торговлю мумифицированными головами, однако еще долго головы продавались на "черном рынке".

Your browser doesn’t support HTML5

Татуированная голова как национальная реликвия



Во Францию вывезенные из Новой Зеландии западными исследователями и путешественниками татуированные головы маори попали в XIX веке и до сих пор хранились в нескольких музеях. Первым передать останки маори Новой Зеландии решил музей естествознания города Руана на севере Франции. В руанском музее хранилась голова воина маори с 1875 года. Это стало возможным после того, как в 2010 году во Франции был принят специальный закон о реституции голов маори. До этого останки маори считались музейными экспонатами – частью государственных коллекций Франции и по закону не могли быть переданы другому государству.

Маори – полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии. Сейчас в стране с населением около четырех с половиной миллионов человек живут более 500 тысяч маори. О культуре маори, о традиции татуировок и знаменитом танце маори хаке, Радио Свобода рассказал социальный антрополог из российского государственного Гуманитарного университета Александр Казанков:

– Татуировки маори делают на своих телах, и они соответствуют их социальному положению. Самые изысканные татуировки были у вождей.

– Эти значки как-то расшифровываются?

– Есть мужские символы и женские. Есть символы дерева жизни, неба, земли и так далее.

– Сейчас эта традиция еще существует?

– У нас в Москве в гостях был ансамбль, в который входили люди, которые получают образование в традиционных маорийских университетах. Они исполняли танец с копьем, танцевали и хаку, но ни у одного из них не было татуировок. Ни у одного маори я не видел таких татуировок, как у древних вождей, например – на лице. Они могут, конечно, сделать татуировку, и одна из девушек сама показывала татуировку на левой руке.

– Она какими-то несмываемыми чернилами наносится?

– За счет прокола кожи и втирания сока растения.

– Это делают какие-то обученные люди?

– По каждому делу там были свои специалисты. Самые главные – жрецы, потом всякие вожди, и в том числе специалисты по татуировкам. Это не значит, что человек занимается только изготовлением татуировок, как сейчас: когда у него есть свободное время, он делает татуировки, а когда клиентов нет, он занимается обычными сельскохозяйственными работами и так далее.

– Вы упомянули танец хака. Это самая известная традиция маори, прежде всего, потому, что его исполняют игроки новозеландской сборной по рэгби – чемпионы мира. Вы, насколько я знаю, сами танцуете хаку. Что она означает?

– Есть разные варианты толкования. Сначала капитан команды заводит всех остальных, призывая: шлепайте руками по своим бедрам как можно сильнее, топайте ногами. Этот танец исполнялся перед битвой. И это одна из хак, которую танцуют регбисты, говорящая о славе предков, о славе Новой Зеландии.

– Но они еще при этом свирепо вращают глазами и далеко высовывают язык. Для устрашения противника?

– Есть такие божественные изображения у маори – тики: у тики именно так высунут язык. И вообще на многих изображениях богов у них высунут язык. Если учесть, что во время исполнения хаки нужно быть максимально сконцентрированным, а текст нужно выкрикивать с максимальной силой, то это – аутотренинг определенного рода. На самом деле, отчасти это напоминает оргазм.

– Такой невероятный драйв?

– Да, но это не сексуальный оргазм. Там есть такой элемент, который закрепляется в подсознании, и потом его можно мысленно проговаривать, когда нужно сделать какое-нибудь тяжелое дело. У меня, например, был случай, когда я должен был бежать по жаре, но не было сил, и я стал декламировать хаку и пробежал то, что положено.

– То есть это как бы какой-то духовный энергетический напиток?

– Это тренировка тела и духа, способная в трудный момент мобилизовать все ресурсы организма.