Александр Генис: Это очень популярная мистическая идея, которая завладела умами в начале ХХ и в начале 21 века, потому что она тесно связана с нью-эйдж и среди любителей и поклонников этого движения имя Гурджиева сегодня очень популярно.
Соломон Волков: В том числе и в США, куда он не раз приезжал, у него здесь было очень много последователей. И совсем недавно в Нью-Йорке прошел специальный концерт в Музее Рубина, Музее азиатского искусства.
Your browser doesn’t support HTML5
Александр Генис: Это любопытный новый музей в Нью-Йорке, где много места уделяется буддистскому искусству. А какое отношение Гурджиев имеет к музыке?
Соломон Волков: Он не знал нотной грамоты и надиктовывал своему ученику, известному композитору Фоме Гартману несложные внешне музыкальные отрывки, танцевальные или сакрального характера, которые использовались им в том числе и в занятиях со своими учениками в основанном им Институте гармоничного развития человека (Институт Гурджиева под Парижем). Там читались лекции и демонстрировались, так называемые, ''священные движения'' - танцы и упражнения на основе восточных храмовых ритуалов, которые Гурджиев изучал во время своих знаменитых путешествий. Он ведь очень много путешествовал, общался с дервишами, с восточными мудрецами, с христианским братствами, изучал суфизм, буддизм. Об этом был фильм режиссера Питера Брука - ''Встречи с замечательными людьми''.
Александр Генис: Да, очень любопытно. Как Рерих - такого же типа человек.
Соломон Волков: Но Гартман записывал эти пьесы Гурджиева в версии для фортепьяно, в европеизированной версии, а ''Ансамбль народных инструментов'' под руководством Искеняна решил вернуть им их исконное этнографическое звучание и для этого собрал армянских известных музыкантов, были сделаны подлинные, с этнографической точки зрения, аранжировки опусов Гурджиева, и они были записаны.
Александр Генис: То есть они перешли на другие, на народные инструменты?
Соломон Волков: Да, и как бы тем самым приблизились к исконному звучанию, которое и имел в виду Гурджиев, когда эти опусы сочинял.
Александр Генис: Конечно, он же на Востоке слушал не фортепьяно.
Соломон Волков: И это очень любопытная и трогательная запись, ''Греческий танец'' Гурджиева (вот теперь мы можем вспомнить, что отец его был греком) в исполнении ''Ансамбля имени Гурджиева'', лейбл ''ECM''.
(Музыка)