«Итальянский» стиль: жизнь на виду у соседей

Несмотря на то что городские власти часто говорят о реставрации исторических районов столицы, даже невооруженным глазом заметно, что их энтузиазм распространяется лишь на центральные улицы города

ТБИЛИСИ---Неотъемлемой частью облика Тбилиси на протяжении нескольких столетий были и остаются тбилисские дворики, которые в народе больше известны как «итальянские».

«Итальянские дворики» легко можно найти в исторических частях Тбилиси, известных всем как «дзвели калаки», что в переводе с грузинского означает «старый город». Как правило, их замыкают двухэтажные дома с резными балкончиками, деревянными лестницами и большими застекленными верандами. Неизвестно кто, когда и почему их так назвал, возможно, потому, что жизнь обитателей этих дворов не могла остаться секретом для соседей: окна упирались в окна, двери - в двери, - все, как в классических домах, к примеру, Неаполя…

Один из таких районов в Тбилиси – Абанотубани. Несмотря на то что городские власти часто говорят о реставрации исторических районов столицы, даже невооруженным глазом заметно, что их энтузиазм распространяется лишь на центральные улицы города. Если же забрести подальше и повыше на холм, то обветшалые, покосившиеся от старости дома в «итальянских двориках» с трещинами, почти раскалывающими их пополам, будут попадаться на каждом шагу.

Тем не менее горожане всегда с особой теплотой относились к этой части города: она всегда отличалась своей архитектурой от районов с серыми безликими многоэтажками, другими были и остаются там отношения между соседями.

Друзья детства Сандро, Давид и Артур коротают дни за игрой домино во дворе дома. Несмотря на то что все они люди с высшими образованием, безработица не обошла стороной и их. Как говорит 62-летний Сандро, они и не пенсионеры, и не работники, так, не пойми кто.

Your browser doesn’t support HTML5

«Итальянский» стиль: жизнь на виду у соседей



Былые времена Сандро вспоминает с ностальгией: «Здесь жили многонациональные семьи, была дружба, радость, взаимопонимание. Вместе переживали и радостные, и грустные события. Хоть и разношерстный народ собирался, национальной розни никогда не было. Все были, как братья. Общие застолья и игры… А когда молодые были, и в спортивные игры часто играли, и поездки устраивали совместные по всему Советскому Союзу: в Одессу, в Киев, в Москву и в Ленинград. А сейчас это все умерло».

Сидящий рядом 52-летний Артур добавляет: «Мы все выросли в этом районе. Из тех, кто здесь родился и вырос, осталось процентов 10. Остальные - новые жильцы. В нашем дворе жило девять семей, это были грузины, армяне, русские и евреи.

- А на каком языке вы общались?

- У нас конкретного языка не было, говорили на всех языках вперемешку. Не было никакого языкового барьера.

- А что изменилось?

- Вот сидим без дела, в домино играем, не работаем. У нас перерыв - пойдем домой покушаем и опять выходим играть; говорим, молодость вспоминаем. В Грузии всегда жили рабочие люди, любили и работать, и развлекаться – этим мы славились. А сейчас уже нет той теплоты…»

Я спросила, что они думают о процессе обновления старого города. Артур, махнув рукой, ответил: «А что здесь реставрировать?! 200 лет дому, все рушится, ломается. Фундамент дома, в котором я живу, давно осел, он не подлежит реставрации, его списать надо».

Анна пришла в гости к бабушке. Все детство она провела здесь, в «итальянском дворике». Она вспоминает, что им, детям, предоставляли там большую свободу, можно было допоздна играть во дворе.

«Нас, детей, было очень много. Была у нас соседка, бабушка Женя. Ей было лет под 90. Когда мы шумели, она просила, чтобы мы разбежались, а через некоторое время выходила во двор, брала шланг и начинала играть с нами в «обливалки». Нас это так забавляло! Еще вспоминаю, как соседи в очереди к одному крану стояли, чтобы посуду помыть», - улыбается она.

42-леняя Марина живет в родительском доме, переезжать из родных мест она так и не захотела: «Я привыкла к этому двору. Мне здесь легче, чем в закрытом корпусе жить. Летом во дворе собираемся, а зимой, когда холодно, в гости друг к другу ходим. Садимся, в карты играем, в домино, нарды».

Вот и сейчас Марина выглянула в окно, чтобы позвать соседку Тамилу на кофе. Здесь не принято звонить или стучать в дверь, можно просто открыть окно и крикнуть.

Тамила, живет в Абанотубани более 40 лет. Здесь она вышла замуж, здесь выросли ее дети. Она рассказывает, что каждый из жителей двора сам позаботился о том, чтобы улучшить условия жизни в этих домах.

«Раньше был один санузел и кран во дворе на всех, теперь же у каждого из нас отдельный. Мне здесь нравится, здесь более безопасно, чем в корпусах. Вот у меня в прошлом году дом загорелся, соседка увидела, сразу же пожарную команду вызвала. А если бы эта квартира в корпусе была, никто бы не увидел, пока все не сгорело. Вот так друг другу помогаем».

Тамила говорит, что они с соседями ожидают, что и их двор будет приведен в порядок, отреставрирован: «Только крыши нам починили. И вот сидим и ждем весны - нам обещали водопровод заменить, потому что у нас вечно перебои с водоснабжением. И еще надо обновить лестницу, которая ведет во двор, очень трудно спускаться по ней в непогоду. Конечно, «итальянские дворики» надо сохранить, сберечь, чтобы они продолжали радовать глаз…»

Эдита Бадасян, для «Эха Кавказа» Тбилиси.