Копия картины Леонардо Да Винчи "Джоконда" или "Мона Лиза", хранящаяся в мадридском музее "Прадо", была создана одновременно с оригиналом в мастерской великого живописца одним из его учеников. К такому выводу пришли испанские исследователи после реставрации копии.
В дворцовой коллекции картин испанских королей копия "Джоконды" хранилась, похоже, с XVI века. Правда, первое письменное упоминание о ней было сделано столетием позже, точнее в 1666 году, когда во дворце была проведена опись художественной коллекции. В последствие копия вместе с другими картинами из дворца переехала в музей Прадо. Два последних века она хранилась в запасниках, но в последние десятилетия не раз демонстрировалась на различных выставках. Считалось, что особой ценности "Мона Лиза" из музея "Прадо" не представляет, поскольку в мире есть довольно много копий "Джоконды" – и ранних, и поздних. Данная копия, как предполагали, была сделана век спустя после создания оригинала неизвестным фламандским мастером. Напомним, что Леонардо создавал свой шедевр в самом начале XVI столетия – примерно с 1503 по 1505 год.
И вот испанские исследователи сделали неожиданное открытие. Они обнаружили с помощью специальных приборов, что по ходу написания копии ее автор делал такие же исправления, что и Леонардо, когда работал над оригиналом. Это и заставило сделать вывод, что речь идет о картине, которая писалась одновременно с оригиналом непосредственно в мастерской великого мастера. Хранитель музея "Прадо" Мигель Фаломир заявил: "Нам хорошо известно из письменных источников, что одновременно с работой Леонардо над "Джокондой", трудились каждый над своей копией его ученики. Теперь эти данные подтверждаются нашим открытием".
К аналогичному выводу приходит и заместитель директора "Прадо" Габриэле Финальди. Правда, он обращает особое внимание на пейзаж за портретом, – такой же, что и на подлиннике Леонардо. Пейзаж открыт только сейчас. Два с половиной столетия он был замазан черной краской, напомнил Финальди:
– Было обнаружено, что под черным фоном портрета, нанесенным в XVIII столетии, когда кто-то пытался "подновить" картину, находится пейзаж – берега реки Адда. Это и другие детали убеждают нас в том, что данная копия создавалась одновременно с работой Леонардо над его "Джокондой", – уверен Габриэле Финальди.
Копия – не шедевр. Это работа мастера средней руки, что сразу бросается в глаза. Однако, она сохранилась лучше оригинала, краски на котором, как хорошо известно, значительно выцвели и потемнели. На копии, к примеру, лучше виден пейзаж, детали и цвета одежды Джоконды. Так что копия может, к примеру, помочь реставраторам подлинника восстановить утраченные цвета. Кстати, в ближайшее время по просьбе французской стороны она отправится в парижский Лувр, где две работы вновь окажутся рядом, как некогда в мастерской Леонардо да Винчи.
Отдельный вопрос – авторство копии. Специалисты "Прадо" утверждают, что автором является один из двух наиболее известных итальянских учеников Леонардо – Андреа Салаи или Франческо Мельци. Однако, итальянские исследователи, которые, в принципе, очень довольны изысканиями своих испанских коллег, подобную версию отрицают. К примеру, профессор Пьетро Марани напоминает, что у маэстро были, по меньшей мере, два ученика-испанца: Фернандо Йанес де ла Альмедина и Фернандо де Льянос. Первый из них стал известным художником и работал в Испании. Профессор Марани полагает, что копия музея Прадо была выполнена именно им.
В дворцовой коллекции картин испанских королей копия "Джоконды" хранилась, похоже, с XVI века. Правда, первое письменное упоминание о ней было сделано столетием позже, точнее в 1666 году, когда во дворце была проведена опись художественной коллекции. В последствие копия вместе с другими картинами из дворца переехала в музей Прадо. Два последних века она хранилась в запасниках, но в последние десятилетия не раз демонстрировалась на различных выставках. Считалось, что особой ценности "Мона Лиза" из музея "Прадо" не представляет, поскольку в мире есть довольно много копий "Джоконды" – и ранних, и поздних. Данная копия, как предполагали, была сделана век спустя после создания оригинала неизвестным фламандским мастером. Напомним, что Леонардо создавал свой шедевр в самом начале XVI столетия – примерно с 1503 по 1505 год.
И вот испанские исследователи сделали неожиданное открытие. Они обнаружили с помощью специальных приборов, что по ходу написания копии ее автор делал такие же исправления, что и Леонардо, когда работал над оригиналом. Это и заставило сделать вывод, что речь идет о картине, которая писалась одновременно с оригиналом непосредственно в мастерской великого мастера. Хранитель музея "Прадо" Мигель Фаломир заявил: "Нам хорошо известно из письменных источников, что одновременно с работой Леонардо над "Джокондой", трудились каждый над своей копией его ученики. Теперь эти данные подтверждаются нашим открытием".
Your browser doesn’t support HTML5
К аналогичному выводу приходит и заместитель директора "Прадо" Габриэле Финальди. Правда, он обращает особое внимание на пейзаж за портретом, – такой же, что и на подлиннике Леонардо. Пейзаж открыт только сейчас. Два с половиной столетия он был замазан черной краской, напомнил Финальди:
– Было обнаружено, что под черным фоном портрета, нанесенным в XVIII столетии, когда кто-то пытался "подновить" картину, находится пейзаж – берега реки Адда. Это и другие детали убеждают нас в том, что данная копия создавалась одновременно с работой Леонардо над его "Джокондой", – уверен Габриэле Финальди.
Копия – не шедевр. Это работа мастера средней руки, что сразу бросается в глаза. Однако, она сохранилась лучше оригинала, краски на котором, как хорошо известно, значительно выцвели и потемнели. На копии, к примеру, лучше виден пейзаж, детали и цвета одежды Джоконды. Так что копия может, к примеру, помочь реставраторам подлинника восстановить утраченные цвета. Кстати, в ближайшее время по просьбе французской стороны она отправится в парижский Лувр, где две работы вновь окажутся рядом, как некогда в мастерской Леонардо да Винчи.
Отдельный вопрос – авторство копии. Специалисты "Прадо" утверждают, что автором является один из двух наиболее известных итальянских учеников Леонардо – Андреа Салаи или Франческо Мельци. Однако, итальянские исследователи, которые, в принципе, очень довольны изысканиями своих испанских коллег, подобную версию отрицают. К примеру, профессор Пьетро Марани напоминает, что у маэстро были, по меньшей мере, два ученика-испанца: Фернандо Йанес де ла Альмедина и Фернандо де Льянос. Первый из них стал известным художником и работал в Испании. Профессор Марани полагает, что копия музея Прадо была выполнена именно им.