Миф о «Грузии для грузин»

Тенгиз Аблотия

В качестве одного из наиболее популярных аргументов в пользу того, что Грузия агрессивное, почти полуфашистское государство, наши искренние «друзья» из Москвы, Цхинвали и Сухуми постоянно приводят лозунг «Грузия - для грузин!», который якобы является главным руководством к действию с первого дня независимости по сей день.

Не буду кривить душой и говорить, что в конце 80-х и начале 90-х годов в стране не было всплеска националистических настроений – был, да еще какой. Это был мелкий провинциальный национализм в духе «Кагда ви на деревиях лазили, ми Библиу перевадили», который у нормального человека не вызывает ничего кроме брезгливости. И, кстати, не следует забывать, что корни у этого явления следует искать в позднесоветском периоде, когда, благодаря умению находить невидимый ключик к сердцу русского человека, грузины превратились в привилегированную нацию. И это, между прочим, было связано не столько с личностью Сталина (расхожее мнение), сколько с тем, что «в России быть поэтом невозможно, о Грузии забыв неосторожно». В этой ситуации большинство грузин и вправду уверовали в свою исключительность, хотя в защиту соотечественников скажу, что в то время грузинский национализм был явлением скорее кухонно-застольным и совсем неагрессивным.

С развалом СССР, когда исчезла дармовая дойная корова в лице союзного бюджета, а параллельно в Грузии началось движение за независимость, ситуация стала намного хуже.

Собственно говоря, лозунга «Грузия - для грузин!», как такового, не было. Однако отношение к представителям других национальностей ухудшилось в разы. На митингах не в меру возбужденные ораторы говорили все, что попало, часто нанося оскорбление национальным меньшинствам. В начале 90-х годов, впервые в истории Грузии началась кампания преследования по национальному признаку – в частности, массовое выдавливание осетин из страны. Никакого разумного оправдания этот позорный факт не имеет - даже то, что в это время в Южной Осетии уже шла война – в цивилизованных обществах так не поступают ни при каких обстоятельствах.

Впрочем, не собираюсь ударяться в садомазохизм, забыв о другой стороне медали. Первоначально националистические настроения в Грузии были очень слабыми. Как я уже сказал, кухонно-застольными. Но их обострение напрямую было связано с возникновением сепаратистских движений. Совершенно точно помню: когда я в 89-м году приехал на учебу в Тбилиси, большинство моих однокурсников, особенно уроженцы Западной Грузии, почти ничего не знали о Южной Осетии, примерно так же, как сегодня мало кто знает, что в Кахетии компактно проживают несколько тысяч аварцев. Кому сейчас есть до этого дело? О том, что в Грузии существует какая-то Осетия, и Цхинвали – это особый пункт на карте страны, лично я, как и очень многие, узнал только после того, как там появилось движение «Адамон ныхас», объявившее, что «Южная Осетия всегда будет советской». Именно тогда все и началось.

Повторяю, это не является оправданием действий радикальных звиадистов. Однако и отмалчиваться в угоду новомодному садомазохизму тоже не считаю правильным – каждая сторона должна взять на себя свою долю ответственности, а насколько я могу судить, наши «братья» вовсю эксплуатируют лозунг «Грузия - для грузин?», как пример необузданного нацизма грузин, и не очень хорошо помнят, что сами имеют прямое отношение к его появлению.

Впрочем, грузинский национализм продержался в качестве государственной идеологии всего пару лет – после свержения Гамсахурдиа, новый президент Эдуард Шеварднадзе, будучи истинным чиновником-партократом без роду и племени, перестал потакать националистам. В наше время, уже при космополите Саакашвили, национализм усиленно выдавливается из общественного поля – разумеется, если осознавать, что антикремлевские выпады президента и идеология восстановления территориальной целостности – совсем не тождественны националистическим настроениям.

Разумеется, большинство грузин и по сей день в глубине души остаются националистами – как и все в мире. Для тех, кто не знает, открою маленький секрет. Человек по своей натуре является ксенофобом, склонным разворачивать мир вокруг себя в системе опознавания «свой – чужой». Так что не стоит удивляться некоторой подозрительности каждого народа по отношению к чужакам – разница лишь в проявлениях. В нормальных странах ксенофобия сидит на кухне, в ненормальных – разгуливает на улице с мачете в руках...

Возвращаясь к нашим баранам, могу сказать с полной ответственностью – «Грузия - для грузин!» благополучно скончалась, не приходя в сознание, еще в далекие 90-е. Сегодня вслух высказываться по поводу национальности кого бы то ни было считается неприличным. Более того, даже самый отъявленный, к примеру, армянофоб, даже в приватном разговоре, сразу же затыкается, если выясняется, что в компании есть хотя бы один армянин – не потому, что боится, а потому, что это не принято.

Поэтому, могу порекомендовать нашим московским, цхинвальским и сухумским «друзьям», а заодно форумчанам, блогерам, экспертам, да и просто фсбэшникам – ваша информация о Грузии для грузин давно устарела. Проявите творческую фантазию и придумайте что-то новое.