«Судьба неизвестна»: недописанная книга

Грозный

МОСКВА---Наш постоянный автор, член правления правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов на этой неделе в очередной раз побывал в Чечне. И, как обычно, из Чечни - только хорошие новости.

Из Чечни - только хорошие новости! Столица республики город Грозный, вернее, его центр, теперь отчасти напоминает Париж. Дома на проспектах Ленина и Победы встречают изумленного путника светло-серой каменной облицовкой. Говорят, дагестанский песчаник.

Старые советского времени панельные дома на правом берегу Сунжи - те, что не были в конец измочалены бомбами и снарядами в двух войнах, а года с 2005-го восстановленные, - выглядят поразительно.

Здания сейсмостойкие: у одного такого дома на «Минутке» в 95-м ракетой вырвало сбоку кусок этажа этак в три, но остальное здание - что сверху что снизу - даже трещинами не пошло. Его взорвали уже в 2000-м, опасаясь снайперов. А те дома, что не были разрушены или разобраны, теперь получили долговечные фасады.

Как в Париже, прозванном «серой розой», потому что сложен из местного песчаника.

Конечно, как всегда, все зависит от деталей, от качества работы. Хочется, как всегда, верить в лучшее. Правда, жизнь все время учит нас иному. Но из проносящегося автомобиля, когда рассеется туман, или с высоты птичьего полета - впечатляет.

Впечатлена была и Валентина Матвиенко, посетившая Грозный 15-го февраля.
В соседнюю Ингушетию Валентина Ивановна прибыла, вполне логично, 14-го, в День Святого Валентина.

Однако, поскольку даже Ураза-Байрам отмечается последние годы в Чечне на сутки позже, чем в иных республиках, то и Валентинов День могли перенести.

Your browser doesn’t support HTML5

«Судьба неизвестна»: недописанная книга



Кроме фасадов, Валентине Матвиенко понравился также и ОМОН. Собственно, от Парижа эти грозненские улицы отличало безлюдье: по бульвару одиноко прогуливались трое... нет, не королевских мушкетеров, а бойцов полка патрульно-постовой службы номер два имени Ахмат-Хаджи Кадырова. Въезды во дворы были также предусмотрительно перекрыты.

Тем временем в помещении редакции журнала «Дош» и «Центра кавказских инициатив» Правозащитный центр «Мемориал» представлял книгу «Судьба неизвестна» - первый том, в котором собраны сведения о людях, исчезнувших в Чечне в конце 1999-го и в 2000-м годах. Около пятисот страниц. 384 человека, исчезнувших после задержания или похищения федеральными силовиками. И еще 187 человек, пропавших без вести при невыясненных обстоятельствах.
Те, чьим именам нет места на облицованных серым камнем стенах
Когда книгу эту представляли в Москве, разговор шел, прежде всего, об ответственности властей России за преступления против человечности, которые не имеют срока давности. О том, что Путину надо не статейки в газетки пописывать о программе своих следующих сроков правления, а держать отчет за предыдущие двенадцать лет.

Здесь, в Грозном, речь шла как раз о деталях. О том, как эта книга может помочь следователю, ежели таковой возьмется за расследование тех давних преступлений. Или адвокату, который возьмется понуждать следователя к работе. Или при обращении в Страсбургский суд. Или при поисках - ведь уже двенадцать лет, как родные не могут найти людей, исчезнувших тогда, в самом начале «второй чеченской».

«Мемориал» продолжает эту работу. Книга заведомо неполна, большинство справок не сопровождены фотографиями, наверняка есть ошибки. Но она вышла, и эти ошибки, эту неполноту теперь можно восполнять и исправлять.

Ни по одному из этих похищений и исчезновений 2000 года никто не был арестован и осужден.

Более всего хотелось, чтобы книга хоть кому-то помогла найти пропавших родственников и добиться осуждения похитителей. Это были бы для нас по-настоящему хорошие новости.