150 лет назад в Праге был организован первый спортивно-патриотический клуб "Сокол". Разнообразные мероприятия клубов "Сокол", во множестве появившихся в конце XIX – начале XX века практически на всех славянских территориях Европы, включая Россию, способствовали патриотическому (в тогдашнем понимании этого слова) воспитанию молодежи и распространению идей романтического славянского национализма и панславизма. Сокольские клубы во многих странах Центральной Европы существуют и сегодня. Основателем концепции сокольского движения считается пражский преподаватель Мирослав Тырш.
Чешское движение "Сокол" является четвертой по численности общественной организацией в Чехии, насчитывающей сейчас в своих рядах почти 190 тысяч человек. Ее члены добровольно занимаются спортом или физическими упражнениями, основываясь на античной системе калокагатии, смысл которой сводится к гармоничному сочетанию физических и нравственных достоинств человека. Эту систему адаптировал для сокольского движения австро-венгерский историк искусств Мирослав Тырш – приверженец так называемого романтического национализма. Его идею поддержали ведущие политики и деятели культуры тогдашней Богемии.
Члены "Сокола" обращались друг к другу "брат" или "сестра", обязательно здоровались, даже если не были знакомы, и в своей жизни старались придерживаться принципов силы и мужественности, быть активными, упорными, дисциплинированными, любить свободу и родину, принимать участие в добровольческой деятельности и уважать друг друга как брат брата. Чешский художник Йозеф Манес предложил "соколам" носить красную рубаху, как это делал национальный герой Италии Джузеппе Гарибальди. Тырш разработал для "Сокола" систему физических упражнений, вошедших в книгу "Основы физкультуры": прыжки, несложные гимнастические движения, маршировка, борьба. Позднее к этому добавились плавание, гребля, спортивная стрельба и фехтование.
Кроме регулярных коллективных упражнений, члены "Сокола" организовывали совместные прогулки и поездки для поднятия патриотического духа. В 1862 году состоялось восхождение на гору Ржип. Согласно легенде, мифический персонаж, праотец Чех, поднявшись на эту гору, решил поселиться вместе со своим народом на этой территории. Позже стали проводиться слёты организации, во время которых сотни и даже тысячи членов "Сокола" проводили совместные тренировки. На четвертый слёт в 1901 году, съехались 11 тысяч членов – кроме чехов и словаков, поляки, словенцы, хорваты, болгары, сербы, россияне и жители Галиции, входившей в то время в состав Австро-Венгрии. "Сокол" стал панславянской организацией, даже несмотря на то, что его руководители считали необходимым держаться в стороне от политики. Во время австро-прусской войны конца 1860-х годов года члены "Сокола" участвовали в военных учениях и следили за порядком во время общественных мероприятий, а во время Первой мировой войны, несмотря на расформирование организации, многие члены сокольского движения призывали дезертировать из Австро-Венгерской армии и воевать на стороне России.
"Сокол" был запрещен во время Второй мировой войны и в период нахождения у власти коммунистов, но всегда возрождался. Сегодня принадлежащие организации спортивные комплексы, построенные в начале прошлого века по всей стране, доступны всем, кто хочет заниматься физическими упражнениями.
Чешское движение "Сокол" является четвертой по численности общественной организацией в Чехии, насчитывающей сейчас в своих рядах почти 190 тысяч человек. Ее члены добровольно занимаются спортом или физическими упражнениями, основываясь на античной системе калокагатии, смысл которой сводится к гармоничному сочетанию физических и нравственных достоинств человека. Эту систему адаптировал для сокольского движения австро-венгерский историк искусств Мирослав Тырш – приверженец так называемого романтического национализма. Его идею поддержали ведущие политики и деятели культуры тогдашней Богемии.
Члены "Сокола" обращались друг к другу "брат" или "сестра", обязательно здоровались, даже если не были знакомы, и в своей жизни старались придерживаться принципов силы и мужественности, быть активными, упорными, дисциплинированными, любить свободу и родину, принимать участие в добровольческой деятельности и уважать друг друга как брат брата. Чешский художник Йозеф Манес предложил "соколам" носить красную рубаху, как это делал национальный герой Италии Джузеппе Гарибальди. Тырш разработал для "Сокола" систему физических упражнений, вошедших в книгу "Основы физкультуры": прыжки, несложные гимнастические движения, маршировка, борьба. Позднее к этому добавились плавание, гребля, спортивная стрельба и фехтование.
Кроме регулярных коллективных упражнений, члены "Сокола" организовывали совместные прогулки и поездки для поднятия патриотического духа. В 1862 году состоялось восхождение на гору Ржип. Согласно легенде, мифический персонаж, праотец Чех, поднявшись на эту гору, решил поселиться вместе со своим народом на этой территории. Позже стали проводиться слёты организации, во время которых сотни и даже тысячи членов "Сокола" проводили совместные тренировки. На четвертый слёт в 1901 году, съехались 11 тысяч членов – кроме чехов и словаков, поляки, словенцы, хорваты, болгары, сербы, россияне и жители Галиции, входившей в то время в состав Австро-Венгрии. "Сокол" стал панславянской организацией, даже несмотря на то, что его руководители считали необходимым держаться в стороне от политики. Во время австро-прусской войны конца 1860-х годов года члены "Сокола" участвовали в военных учениях и следили за порядком во время общественных мероприятий, а во время Первой мировой войны, несмотря на расформирование организации, многие члены сокольского движения призывали дезертировать из Австро-Венгерской армии и воевать на стороне России.
"Сокол" был запрещен во время Второй мировой войны и в период нахождения у власти коммунистов, но всегда возрождался. Сегодня принадлежащие организации спортивные комплексы, построенные в начале прошлого века по всей стране, доступны всем, кто хочет заниматься физическими упражнениями.