Закон о свободе

Как не раз подчеркивалось в ходе заседания, законопроект ни в коей мере не направлен на ущемление прав христианской церкви либо иных религиозных общин со стороны государства, а преследует цель упорядочить их взаимоотношения

СУХУМИ--Анализу законопроекта «О свободе совести и религиозных объединениях» было посвящено расширенное заседание комитета по правам человека и соблюдению законности в парламенте республики. Как отмечали депутаты, закон назрел уже давно, и хотя этому составу парламента вряд ли суждено воплотить его в жизнь, начало положено.

Взаимоотношения церкви и государства в Абхазии и по сей день регулируются законом 1991 года «О религиозных объединениях», который давно не отражает существующих в этой сфере реалий. Как отмечали депутаты, помимо проблемы незарегистрированных религиозных объединений, в последние годы появляется и масса других вопросов. Работа над проектом закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в профильном комитете парламента идет уже около двух лет.

За основу для разработки абхазского законопроекта был взят аналогичный российский закон, при этом учтен законотворческий опыт стран Европы, а также Турции, Сирии и Израиля, где существуют давние традиции религиозной толерантности, мирного сосуществования различных конфессий. Именно в этом документе, как подчеркнул председатель комитета по правам человека Батал Кобахия, будет, наконец, законодательно оформлено такое понятие, как свобода совести и вероисповедания. И еще одно нововведение: в закон вводится понятие абхазского традиционного вероисповедания.

«Абхазское традиционное вероисповедание для нас одна из религий, которая идет в контексте мировых религий. Сегодня есть православная, иудейская религия, а вот понятия абхазской религии, к сожалению, нет», - говорит Батал Кобахия.

Your browser doesn’t support HTML5

Закон о свободе



Компетентный ответ на вопрос, что же представляет собой абхазское традиционное вероисповедание, поручено в ближайшем будущем дать Абхазскому институту гуманитарных исследований, помогавшему в работе и над многими другими статьями закона, значительная часть которых регулирует взаимоотношения государства и религиозных объединений, начиная с их регистрации.

«Даны основные требования к порядку регистрации, срокам и к тем документам, которые требуется представить. В каком виде, и какие данные они должны содержать. Также говорится об основаниях для отказа, и, что очень важно, в законе указана необходимость проведения экспертизы. Потому что часто могут возникать спорные моменты, где потребуется создание компетентного механизма оценки тех или иных вещей. Очень интересны моменты, которые вызывают недоверие в обществе. Это вопросы внешних связей, связи наших общин, организаций со своими головными структурами. Учитывая, что мы непризнанны, здесь могут быть угрозы влияния и проникновения через такие каналы тех или иных идей, поэтому эти вопросы требуют более детальной проработки», - рассказывает Олег Папаскир, помощник Батала Кобахия.

Как не раз подчеркивалось в ходе заседания, законопроект ни в коей мере не направлен на ущемление прав христианской церкви либо иных религиозных общин со стороны государства, а преследует цель упорядочить их взаимоотношения. Уже в понедельник документ будет вынесен на обсуждение сессии парламента. Как заметил Батал Кобахия, над ним еще предстоит поработать, и парламенту этого созыва вряд ли суждено принять новый закон «О свободе совести и религиозных объединениях», но первое чтение он пройдет точно.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия