ВЗГЛЯД ИЗ РОСТОВА---Главная тема последней недели в России на взгляд жителя любой другой православной страны может показаться дикой. Под стражу взяты две молодые матери, которых подозревают в том, что они участвовали в необычном мероприятии. Пестро одетые девушки поднялись на солею храма Христа Спасителя и спели простенький текст: по форме молитву, а по содержанию хлесткий памфлет, обличающий кандидата в президенты Путина и Предстоятеля Русской Православной Церкви Кирилла. Какое это имеет отношение к Грузии? Никакого. О чем и речь…
Само событие трудно назвать экстраординарным. Скажем, в 90-е годы мало кто заметил гораздо более радикальную проделку полуобнаженного поэта Бренера во время богослужения в Елоховском соборе – тогда еще кафедральном. Поэта просто вывели из храма, и забыли об этом инциденте в тот же день. В Норвегии еще более вопиющий случай, который даже как-то неудобно описывать, закончился денежным штрафом. В современной России всего лишь подозреваемые уже получили два месяца тюрьмы в качестве меры пресечения. А статья, по которой им предъявлено обвинение, предусматривает до семи лет заключения.
Это сухие цифры. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Перечислю некоторые из них. Уголовное дело в отношении девушек завели в Прощеное воскресенье. СМИ сообщают о более чем трех сотнях заявлений людей, называющих себя православными. Статью подсказали тоже они. При том, что в храме на тот момент никого не было. Чиновники РПЦ во главе с Предстоятелем наотрез отказались содействовать смягчению участи арестованных. Те объявили голодовку и уже неделю добиваются хотя бы замены меры пресечения, чтобы вернуться к своим детям - четырех и пяти лет. А угрозы, призывы к расправе и грязные оскорбления, потоком льющиеся на них изо всех «православных» щелей, – это такие мелочи, по сравнению с остальным, что о них не стоит даже говорить.
И получается парадоксальная вещь. Само деяние, которое изначально выглядело возмутительным и неуместным в храме, на этом шокирующем фоне стало смотреться чуть ли не справедливым и оправданным. Объект критики оказался гораздо хуже, чем о нем пели девушки. А сам их странный поступок позволил увидеть, до какой же степени деградировала и опустилась Русская Православная Церковь после кончины Алексия Второго. Спасибо им за это беспощадное и правдивое зеркало…
А теперь, как я и обещал, несколько слов про Грузию. Информация о Грузинской Церкви, если ее специально не искать, до России почти не доходит. Но нет-нет да и попадется на глаза какая-нибудь совершенно неправдоподобная новость. Например, про несколько тысяч гектаров церковной земли, которую планируется безвозмездно отдать грузинской молодежи под строительство сельхозпоселений. В России Церковь, уже ставшая крупнейшим землевладельцем, прославилась ожесточенными рейдерскими захватами собственности, не имеющей к ней ни малейшего отношения. Даже не верится, что может быть иначе!.. Или, скажем, красивая традиция: третьего и каждого последующего ребенка в грузинской семье крестит патриарх. Наш патриарх в основном упражняется в красноречии, упрекая людей в малодетности, будто они ему лично что-то должны.
Это, что называется, навскидку.
А рассказал я эти, не имеющие отношения к Грузии вещи, чтобы предостеречь. То, что в современной России по инерции называется «Церковью», это совсем не то, что под этим словом понимается в Грузии. И, услышав от моего соотечественника самоаттестацию «православный», не спешите заключать его в объятия. Чтобы ненароком не замараться в крови.
Само событие трудно назвать экстраординарным. Скажем, в 90-е годы мало кто заметил гораздо более радикальную проделку полуобнаженного поэта Бренера во время богослужения в Елоховском соборе – тогда еще кафедральном. Поэта просто вывели из храма, и забыли об этом инциденте в тот же день. В Норвегии еще более вопиющий случай, который даже как-то неудобно описывать, закончился денежным штрафом. В современной России всего лишь подозреваемые уже получили два месяца тюрьмы в качестве меры пресечения. А статья, по которой им предъявлено обвинение, предусматривает до семи лет заключения.
Это сухие цифры. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Перечислю некоторые из них. Уголовное дело в отношении девушек завели в Прощеное воскресенье. СМИ сообщают о более чем трех сотнях заявлений людей, называющих себя православными. Статью подсказали тоже они. При том, что в храме на тот момент никого не было. Чиновники РПЦ во главе с Предстоятелем наотрез отказались содействовать смягчению участи арестованных. Те объявили голодовку и уже неделю добиваются хотя бы замены меры пресечения, чтобы вернуться к своим детям - четырех и пяти лет. А угрозы, призывы к расправе и грязные оскорбления, потоком льющиеся на них изо всех «православных» щелей, – это такие мелочи, по сравнению с остальным, что о них не стоит даже говорить.
Your browser doesn’t support HTML5
И получается парадоксальная вещь. Само деяние, которое изначально выглядело возмутительным и неуместным в храме, на этом шокирующем фоне стало смотреться чуть ли не справедливым и оправданным. Объект критики оказался гораздо хуже, чем о нем пели девушки. А сам их странный поступок позволил увидеть, до какой же степени деградировала и опустилась Русская Православная Церковь после кончины Алексия Второго. Спасибо им за это беспощадное и правдивое зеркало…
А теперь, как я и обещал, несколько слов про Грузию. Информация о Грузинской Церкви, если ее специально не искать, до России почти не доходит. Но нет-нет да и попадется на глаза какая-нибудь совершенно неправдоподобная новость. Например, про несколько тысяч гектаров церковной земли, которую планируется безвозмездно отдать грузинской молодежи под строительство сельхозпоселений. В России Церковь, уже ставшая крупнейшим землевладельцем, прославилась ожесточенными рейдерскими захватами собственности, не имеющей к ней ни малейшего отношения. Даже не верится, что может быть иначе!.. Или, скажем, красивая традиция: третьего и каждого последующего ребенка в грузинской семье крестит патриарх. Наш патриарх в основном упражняется в красноречии, упрекая людей в малодетности, будто они ему лично что-то должны.
Это, что называется, навскидку.
А рассказал я эти, не имеющие отношения к Грузии вещи, чтобы предостеречь. То, что в современной России по инерции называется «Церковью», это совсем не то, что под этим словом понимается в Грузии. И, услышав от моего соотечественника самоаттестацию «православный», не спешите заключать его в объятия. Чтобы ненароком не замараться в крови.