ПРАГА---«…Шаракан – это гимны, духовные песнопения, которые были созданы в V веке автором нашей письменности Месропом Маштоцем и его учениками Мовсесом Хоренаци и его современником Сааком Тартевом. Это цикл песен, посвященный церковным праздникам, как хоралы в немецкой музыке, и григорианские хоралы в римской католической церкви. Вот так и у нас - шаракан. Этим именем я назвал и свой первый ансамбль старинной армянской духовной музыки».
Даниела Еражишта, который руководит хором «Шаракан», исполняющим старинную армянскую духовную музыку, на самом деле зовут Григором Даниеляном. Он взял себе псевдоним в честь автора древних шараканов Даниела Еражишта, который жил и создавал песнопения в XI веке.
Мне часто приходилось слышать мнение, что армянские духовные песнопения полны трагизма, и это отражение нелегкой истории, пережитой этим народом. У Даниела Еражишта своя теория:
«Наши песни имеют и трагический характер, и героический. Комитас великий говорил, что наши песни не плачевные, они - высокие, они - жизненные, в них есть оптимизм. А Католикос Вазген Первый утверждал, что "в них пульсирует святой дух". Конечно, их многовековая история накладывает на них отпечаток армянской души, поэтому они так действенны, глубоки, и имеют философское звучание».
Когда-то эти песнопения были чуть ли не в запрете – их разве что можно было услышать в храме. Но когда ансамбль «Шаракан» выступил на фестивале в Маастрихте в Голландии, и слушатели были потрясены красотой и величием музыки, мастерством ее исполнения, в судьбе этих песнопений на их родине наступил перелом:
«В связи с ростом национального самосознания некоторые руководители в Армении даже поощряли эту музыку. А после удачного выступления в 1984 году в городе Маастрихт на ансамбль обратили внимание в Москве и позвонили в Ереван: что за ансамбль, и почему название религиозное? Меня вызвали в ЦК Компартии Армении и посоветовали изменить название, как бы скрыть его и не делать таким демонстративным. Вот тогда он был переименован в "Тагаран"».
Название «Шаракан» вернулось к ансамблю только после обретения Арменией независимости. Теперь Григор Даниелян смело говорит, что у духовной музыки в Армении есть свой слушатель, и даже среди молодых людей. Без излишней скромности он уверяет в том, что «Шаракану» принадлежит немалая роль в популяризации этой значимой части древнеармянской культуры.
«У нас всегда была своя публика - и молодежь, и старшее поколение, - потому что в нашей программе есть разнообразие. В программе концерта у меня всегда было одно отделение, где звучала армянская духовная народная музыка, второе – где звучала музыка западноевропейская, даже светская – мадригалы, шансоны. Мы этим старались подчеркнуть параллели между армянской и западноевропейской музыкой, потому что есть такая мысль у некоторых известных искусствоведов - доктора искусствоведения Валентины Конен, например, Тамары Ливановой, -которые утверждали, что в основе профессиональной музыки лежит григорианский хорал…»
Даниела Еражишта, который руководит хором «Шаракан», исполняющим старинную армянскую духовную музыку, на самом деле зовут Григором Даниеляном. Он взял себе псевдоним в честь автора древних шараканов Даниела Еражишта, который жил и создавал песнопения в XI веке.
Мне часто приходилось слышать мнение, что армянские духовные песнопения полны трагизма, и это отражение нелегкой истории, пережитой этим народом. У Даниела Еражишта своя теория:
«Наши песни имеют и трагический характер, и героический. Комитас великий говорил, что наши песни не плачевные, они - высокие, они - жизненные, в них есть оптимизм. А Католикос Вазген Первый утверждал, что "в них пульсирует святой дух". Конечно, их многовековая история накладывает на них отпечаток армянской души, поэтому они так действенны, глубоки, и имеют философское звучание».
Your browser doesn’t support HTML5
Когда-то эти песнопения были чуть ли не в запрете – их разве что можно было услышать в храме. Но когда ансамбль «Шаракан» выступил на фестивале в Маастрихте в Голландии, и слушатели были потрясены красотой и величием музыки, мастерством ее исполнения, в судьбе этих песнопений на их родине наступил перелом:
«В связи с ростом национального самосознания некоторые руководители в Армении даже поощряли эту музыку. А после удачного выступления в 1984 году в городе Маастрихт на ансамбль обратили внимание в Москве и позвонили в Ереван: что за ансамбль, и почему название религиозное? Меня вызвали в ЦК Компартии Армении и посоветовали изменить название, как бы скрыть его и не делать таким демонстративным. Вот тогда он был переименован в "Тагаран"».
Название «Шаракан» вернулось к ансамблю только после обретения Арменией независимости. Теперь Григор Даниелян смело говорит, что у духовной музыки в Армении есть свой слушатель, и даже среди молодых людей. Без излишней скромности он уверяет в том, что «Шаракану» принадлежит немалая роль в популяризации этой значимой части древнеармянской культуры.
«У нас всегда была своя публика - и молодежь, и старшее поколение, - потому что в нашей программе есть разнообразие. В программе концерта у меня всегда было одно отделение, где звучала армянская духовная народная музыка, второе – где звучала музыка западноевропейская, даже светская – мадригалы, шансоны. Мы этим старались подчеркнуть параллели между армянской и западноевропейской музыкой, потому что есть такая мысль у некоторых известных искусствоведов - доктора искусствоведения Валентины Конен, например, Тамары Ливановой, -которые утверждали, что в основе профессиональной музыки лежит григорианский хорал…»