Зардушт Ализаде: власть потеряла чувство реальности

Зардушт Ализаде

ПРАГА---В Баку в субботу состоялся санкционированный властями митинг с требованием демократических реформ, освобождения политзаключенных и борьбы с коррупцией. Митинг продолжился концертом, который, однако, был сорван после того, как рэпер Джамала Али употребил нецензурные слова в адрес президента Азербайджана Ильхама Алиева. Это вызвало вмешательство полиции и потасовку на трибуне. Об этом событии и других, происходящих на этой неделе в Азербайджане, я пообщался с политологом Зардуштом Ализаде.

Александр Касаткин: Зардушт, скажите, митинг, который вчера прошел в Баку и закончился конфликтом; как вы считаете, ожидаемо ли такое окончание митинга, и какие последствия он может принести?

Зардушт Ализаде: Больших последствий не будет, я думаю. Потому что, если вы посмотрите на фотографии с митинга, он прошел на окраине, у черта на куличках, как говорится. А то, что произошел конфликт, - это понятно. Наши власти очень мощно работают внутри оппозиции, и они такие вещи планируют и реализуют. Я помню, на митингах 1988-89 годов всегда были провокаторы. На митингах 2003 года после президентских выборов была подготовлена большая группа провокаторов – начали крушить, ломать. Находясь внутри толпы, они позорили ее, инициировали погромы, а потом все это снималось и показывалось. Говорили: вот лицо оппозиции. Но, я думаю, что этот митинг - это начало серии митингов, надеюсь, что это будет серия, - все-таки окажет какое-то воздействие на власть, потому что они уж слишком потеряли чувство реальности. Люди, у которых ничего не было, вдруг в течение одного-двух десятилетий стали миллиардерами.

Your browser doesn’t support HTML5

Слушать



Александр Касаткин: Зардушт, давайте перейдем к другой теме. Продолжается история с шантажом нашей коллеги – журналистики Радио Азадлыг Хадиджи Исмайловой. Насколько я знаю, на этой неделе заведено уголовное дело, и власти официально осудили факт шантажа. Ни одно подобное уголовное дело не было раскрыто, включая убийство журналиста в 2005 году. Как вы считаете, есть ли какие-то перспективы у уголовного дела, которое было заведено по факту шантажа Исмайловой?

Зардушт Ализаде: По данным Института Медиа Права, подобных дел было возбуждено около четырехсот: по фактам нападений, избиений журналистов и т.д. Расследовалось всего три дела из четырехсот, и это будет одним из них, естественно. Всем известно, все всё знают, но доказать невозможно, потому что так называемые правоохранительные органы стоят на страже преступников. И, естественно, никто не будет разбираться. Но в случае с Хадиджей-ханум, моей доброй знакомой, прекрасным журналистом, была очень показательная реакция общества. Общество продемонстрировало ненависть, презрение к тем, кто это организовал. Возможно, вот такая негативная реакция была причиной того, что сразу два отдела президентской администрации поспешили осудить это действие и обещали, что расследуют дело. Но кто расследует? Видите, пришли в квартиру, установили человеку прослушку. Это могут сделать только МВД или КГБ. Вот и все.

Александр Касаткин: Зардушт, возврат вкладов Сбербанка, который сейчас происходит в Азербайджане. Что думает общественность Азербайджана по поводу возврата этих вкладов?

Зардушт Ализаде: Это было абсолютно издевательское решение. На две тысячи рублей - триста манатов. Но, как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок, и то выгода. Люди, которые вообще не верили, что когда-нибудь эти вклады будут возвращены, хотя бы этому рады. Но с другой стороны, примерное соотношение – это абсолютное издевательство. Соблюден принцип: с барского плеча давайте кинем им, чтобы закрыть рот, чтобы не спекулировали на тему возвращения долгов. Но недовольство, конечно, большое.