"Ведь все нельзя забыть"

Надежда, что муж и остальные задержанные еще живы, жила два с половиной года, пока останки 12 человек со следами пыток не были найдены возле села

ЦХИНВАЛИ---18 марта в Южной Осетии вспоминали жертв Ередской трагедии, которая унесла жизни 12 человек. В этот день в 1991 году в селе Еред, которое в тот момент находилось под контролем грузинского руководства, некие неустановленные лица высадили из военной машины «Урал» 12 осетин. Их останки были найдены только спустя два с половиной года недалеко от места, где они были высажены из машины.

Марина Джабиева сейчас живет с сыном, его женой и внуком в двухкомнатной квартире. Деньги на жилье удалось собрать после нескольких лет скитаний и тяжелой работы. На стене в гостиной висят портреты мужа Марины и его брата. Вместе с мужчинами она и трое ее детей ехали в том самом «Урале» из родного села в Цхинвал. Дорога лежала через село Еред. Она вспоминает, как агрессивная толпа, вооруженная кто чем попало – лопатами, вилами, железными прутьями, – перекрыла дорогу грузовику:

«Всех - и мужчин и женщин - вытащили из кузова. Меня тоже хотели стащить, но я вцепилась в поручни и не отпускала их. Тянули так, что оторвали половину шубы, которая была на мне. Я осталась сидеть, но потом, когда я посмотрела вокруг, и не увидела ни своих детей, никого, стала кричать. Потом я нашла детей. А одна женщина, жительница того села, подошла и сказала, чтобы я не кричала, а сидела тихо. А что я еще могла сделать, сидела тихо с детьми. Мы единственные в кузове остались. Мы приехали в город и рассказали всем, что случилось».

Your browser doesn’t support HTML5

"Ведь все нельзя забыть"



Остальные женщины, которые находились в «Урале», тоже остались в Ереде. Но им повезло больше, чем мужчинам: через некоторое время их отпустили, и они пешком вернулись в свои села. Повезло и четверым российским военным, которые сопровождали людей. С ними Марина добралась до Цхинвала.

Надежда, что муж и остальные задержанные еще живы, жила два с половиной года, пока останки 12 человек со следами пыток не были найдены возле села Еред. Залина Тедеева потеряла в Ередской трагедии мужа. Сейчас она председатель комитета «Память», который занимается помощью семьям погибших и пропавших без вести. Она вспоминает, что сразу после задержания и пропажи людей в Цхинвал приехала следственная группа, в которую были включены специалисты из России, Армении, Украины и т.д. Они вели расследование параллельно с югоосетинской прокуратурой:

«Но у них было преимущество, они могли выехать в грузинские села. Мы тоже работали, у нас были свои связи, знакомства, свои родственники в грузинских селах и городах. Мы просили членов этой следственной группы поехать, например, в Тбилиси, встретиться с таким-то человеком, и он, может, в чем-то поможет. И они выезжали, проверяли все слухи, добывали сведения. Были открыты дела по всем без вести пропавшим».

Но следственной группе так и не удалось распутать дело. Место захоронения 12 осетин было найдено благодаря сведениям, полученным неофициально. Но после обнаружения страшной находки никакого следствия проведено не было, виновных не нашли, никого не наказали. Родственники убитых организовали похороны, а на то, чтобы попытаться выяснить, как были убиты задержанные мужчины, сил у них уже не было.

Марина мести не жаждет, но и прощать никого не хочет:

«У двух моих золовок мужья - грузины. Но я даже не могу их воспринять как родственников. Ведь все нельзя забыть. Мне столько всего пришлось пережить, кроме смерти мужа... Не осталось таких испытаний, которых бы я не перенесла».

Она рада, что ее дети выросли, получили образование и нашли свое место в жизни. Ей пришлось одной поднимать их на ноги.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия