Лесенка с Олимпа

Тенгиз Аблотия

Последние несколько дней внимание политизированной общественности Грузии приковано к действиям Контрольной палаты в регионах страны, и для этого есть все причины. Я всегда был уверен в том, что власти будут бороться против главного конкурента в лице Бидзины Иванишвили и его миллиардов всеми доступными методами – в том числе и на грани законности. То, что устроили чиновники КП, как раз тот самый случай, когда правящая партия балансирует на грани между соблюдением буквы закона и беспределом.

Напомню, речь идет о массовых допросах активистов коалиции «Грузинская мечта», возглавляемой Бидзиной Иванишвили. Формально речь идет всего лишь о проверке финансовых расходов на обустройство региональных отделений коалиции, но все мы не с Луны свалились, и прекрасно понимаем – проверки носят именно политический характер. Финансовые вопросы – это как раз та самая «буква закона», которую соблюдают ради приличия.

Впрочем, поспешу разочаровать наших московских, сухумских и цхинвальских «братьев», раньше времени возвестивших мир о наступлении кровавой диктатуры в Грузии: увы, их радость – преждевременна. Консолидированная реакция грузинского неправительственного сектора, СМИ и международных организаций в очередной раз привели к тому, что власти решили отыграть назад. В частности, в понедельник состоялась встреча с представителями ведущих грузинских НПО, в ходе которой было достигнуто соглашение об изъятии из закона о политических партиях ряда пунктов, вызывавших самое большое недовольство общества. Более того, на фоне всех этих событий «Грузинская мечта» каждый день открывает новые офисы в регионах, число которых уже достигло 15. Сторонники оппозиции – люди идейно мотивированные, и косвенными угрозами их не запугать...

Однако сам факт массовых допросов еще раз демонстрирует, что в политической системе Грузии накопились серьезные проблемы. Власти оправдываются главным образом двумя аргументами, каждый из которых явно хромает.

«Все наши действия соответствуют нормам закона» - говорят они.

Возможно, чисто внешне так оно и есть. Но почему, и кто решил, что закон – это нечто священное, и любая дурость может быть возведена в ранг незыблемого авторитета только на основании того, что за нее проголосовали несколько десятков человекообразных депутатов? Мало ли что можно утвердить в парламенте? К примеру, легко можно принять закон, обязующий всех ходить на головах и строго карать тех, кто имеет несчастье ходить на своих двух, но разве это что-то изменит? Человеческое общежитие устроено так, что закон, явно противоречащий здравому смыслу и элементарной справедливости, большинством людей не воспринимается как легитимный. Сколько бы подписей депутатов под ними не стояло, «Мы создаем равные условия для всех политических партий и боремся против нелегального финансирования» - заявляют представители власти.

И тут – то же самое. С виду вроде все правильно, а по сути – полная противоположность. Реально «Закон о политических партиях» никак не способствует созданию равных условий различным партиям – в первую очередь потому, что грузинский бизнес не может финансировать оппозицию, и получается, что у «Грузинской мечты» есть только один спонсор – лично Бидзина Иванишвили. Выходит, что создав миллиардеру проблемы в легальном финансировании своей партии, власти пытаются посадить «мечтателей» на мель. Какие уж тут равные условия...

Во всем этом есть и еще одна, моральная сторона. Мировая история знает немало случаев, когда борьба против неугодных политиков, закручивание гаек, а то и скатывание в авторитаризм, носит объективный характер. Когда страна реально стоит на грани развала или хаоса, жесткие действия власти оправданы. Самый яркий пример – это чилийский диктатор Аугусто Пиночет, персона которого и по сей день остается одной из самых противоречивых в XX веке. Уверен - не сделай он то, что сделал, сегодня Чили не слишком бы отличалась от Сальвадора или Никарагуа.

Не то, чтоб я сравниваю Саакашвили с Пиночетом - ни в коей мере. Более того, считаю, что в Грузии, несмотря на все вышеописанное, нет никакой диктатуры, и тут со мной согласны наиболее авторитетные правозащитные организации, дружно и много лет ставящие Грузию в список «частично свободных» стран. В данном случае я сравниваю лишь мотивацию.

И тут сравнение – явно не в пользу наших властей. Причиной повышенной нервозности и стремления максимально навредить «Грузинской мечте» являются не козни российских властей или намерение бидзинистов снова превратить страну в криминальный анклав, а вполне банальное и пошлое желание «Национального движения» снова получить конституционное большинство в парламенте. И все. Ничего другого за этим нет – что, собственно, и обиднее всего.

Никак не могу понять, почему представители Нацдвижения – в основном люди молодые и прагматичные – так неадекватно уперлись именно в желание непременно получить 85% в парламенте? Что это за одержимость такая? Если посмотреть здраво и спокойно, очевидно, что правящая партия победит на предстоящих осенью парламентских выборах. У нее есть ряд преимуществ: госслужащие и члены их семей (это - целая армия 100%-ного электората), нацменьшинства, впервые за многие годы увидевшие в Тбилиси элиту, далекую от примитивного национализма. Есть у власти и свои идейные сторонники – это, прежде всего, те рядовые граждане, которые не считают, что уничтожение коррупции (кроме элитной), борьба с криминалом и модернизация государства – это так, мелочь, недостойная внимания.

Словом, хотелось бы сказать лидерам правящей партии – успокойтесь, наконец. Вам ничего не грозит, вам даже не предстоит прыгать с Олимпа головой вниз. Всего-то нужно – спуститься на пару ступенек.
Может быть, пора вам наконец научиться управлять страной, имея в парламенте 51%, а не 85%?!