Фермерам станет легче?

Власть обещает, что это поможет продвижению продукции грузинских фермеров не только на местные, но и на иностранные рынки

ТБИЛИСИ---Сельскохозяйственная продукция, произведенная грузинскими фермерами, не будет облагаться налогом. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс Грузии были внесены 16 марта. Сегодня же министры сельского хозяйства и финансов лично сообщили об этом крестьянам одного из сел Грузии Свенети. Власть обещает, что это поможет продвижению продукции грузинских фермеров не только на местные, но и на иностранные рынки. Эксперты, тем не менее, относятся к таким обещаниям с пессимизмом.

В рекламе, которую активно транслируют грузинские телекомпании, говорится, что произведенная в Грузии первичная сельхозпродукция освобождена от 18-процентного налога на добавленную стоимость (НДС). Освобождены от налога и поставки свежего или охлажденного мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины и козлятины, а также сыра.

Налогом не будут облагаться и магазины, продающие продукцию грузинских фермеров. Тем не менее либерализация не коснется заводов по переработке сельскохозяйственной продукции.

Жизнерадостные фермеры - герои рекламного ролика - обещают, что отныне цены на поставляемые ими продукты снизятся. При этом они уверены, что завоюют не только местный рынок, но и выйдут далеко за пределы страны.

Давид Ломидзе тоже фермер, вот только в транслируемой телекомпаниями рекламе он не участвовал. Решение правительства фермер приветствует, но тут же отмечает, что 18-процентный налог он не платил и раньше. Ведь этот налог касался лишь тех фермеров, у которых доход превышал 100 тысяч лари.

Your browser doesn’t support HTML5

Фермерам станет легче?



Налог на добавленную стоимость, говорит Ломидзе, не самая большая проблема. Чтобы получить урожай, грузинским фермерам необходимы средства, которыми они чаще всего не располагают. А из-за недостатка инвестиций единственный источник денег – банковский кредит:

«Нужно разработать долгосрочную программу для фермеров. Например, годовой льготный кредит. Даже в самых высокоразвитых сферах сельского хозяйства прибыль не превышает 15-20 процентов от общей стоимости затрат. А если банк дает мне кредит под 19 - 21 процент годовых, я оказываюсь в проигрыше …»

Может, большинству крестьян и не приходилось платить НДС, но, как заявил президент Грузии Михаил Саакашвили, проблему создавал налог, которым облагались принимающие сельхозпродукцию магазины:

«В магазине производителям сельхозпродукции говорили, что не будут принимать ее за 2 лари, а будут принимать за 1 лари и пятьдесят тетри. Почему? Потому что магазинам приходилось платить НДС. А из-за того, что за иностранную продукцию, которая поставлялась в Грузию, уже был заплачен НДС, эта продукция была более выгодна магазинам, и фактически оказывалась в лучшем положении».

Президент Новой экономической школы Гия Джандиэри совсем не уверен в том, что утверждения чиновников о снижении цен на сельскохозяйственную продукцию окажутся правдой, поскольку себестоимость грузинской продукции выше импортируемой:

«Подешевеет продукция или нет, зависит от сокращения расходов в процессе производства. Если мы не сможем сократить затраты, чтоб наша продукция стала дешевле, как же ее станет больше, чем иностранной?»

Как говорит доктор экономических наук Паата Когуашвили, либерализация налоговой системы всегда приносит лишь положительные результаты. Но заявления власти о том, что местный товар завоюет рынки, далеки от реальности. Когуашвили задается вопросом: как может заменить грузинская продукция иностранную, если у фермеров нет возможности ее производить?

«Ничего не изменится, ведь прибыли в 100 тысяч лари нет у 85 процентов грузинских фермеров. Было бы лучше, если правительство Грузии приняло бы постановление о сокращении НДС до 10 процентов для предприятий по переработке продуктов питания».

Как говорит Когуашвили, необходимо также сократить налог на потребление электроэнергии и газа на 30 процентов. При этом эксперт отмечает, что такие протекционистские меры поддержки широко используются во всем мире.