Пыль, весна и выборы

ЦХИНВАЛИ---«Господи, скорее бы тепло», - дежурно вздыхали на излете зимы цхинвальцы, но тут же осекались, вспоминая о том, что с исчезновением снега их ждет не менее суровое испытание, чем утомительные холода, а именно - всепроникающая пыль. И испытание это настигло город. Пыль стоит везде и всегда. Днем она напоминает дым, которым пропитан воздух вокруг. Ночью при свете автомобильных фар становится очевидным, что воздуха в Цхинвале не осталось вовсе, горожане вдыхают микроскопические частицы грязи. На обочине трассы, которая ведет в центр города, стоит в ожидании клиентов заправщик бензина. Половина лица закрыта обычной медицинской маской.

«Медицинские маски, - говорит мне владелица аптеки Анжела, - раскупаются у нас мгновенно. То, что зимой мы продавали за месяц, сейчас уходит за три дня». Правда, не все считают, что одноразовая бумажная маска способна спасти от пыли. Людей в масках по городу встречаешь редко. «Стыдно, - говорит школьница Анна. - Вот если все начнут ходить, то и я надену».

У школьников сейчас весенние каникулы, поэтому улицы Цхинвала с утра пусты. Нет автомобильных пробок, которые устраивали на подъездах к школам заботливые папы и мамы. А студенты местного университета могут лишь с завистью поглядывать на школьников, у них каникулы не скоро. Поэтому опоздание на первую пару в субботу считается делом святым. Лекции им сегодня неинтересны. Они все время пытаются перебить преподавателя, чтобы обсудить предстоящие выборы. На днях, говорят, на одном из занятий из-за разницы в оценке кандидатов студентка и преподаватель серьезно повздорили. Эхо этой ссоры докатилось и до деканата. Сторонница одного из соискателей президентской должности, которая в «мирной» жизни читает курс лекций по зарубежной литературе, жаловалась на то, что «к другим кандидатам студентов сгоняли на встречу», а к ее кумиру нет.

Your browser doesn’t support HTML5

Слушать



Зато за пределами вуза о политике думать некогда. Неожиданно быстрыми темпами кладут тротуарную плитку, появились даже первые тротуары, по которым можно пройти несколько метров на полюбившихся молодым горожанкам высоких каблуках, не рискуя их сломать. По всему городу кипит работа: рабочие в спецовках что-то копают, возникает ощущение, что спецтехники на улицах больше, чем обычных автомобилей. Суматоха стоит такая, будто сегодня последний день, когда еще можно что-то успеть сделать.

Из-за пыли мало кто рискует выбираться в выходные в город. Даже продуктовые рынки, на которые традиционно ходят по субботам и воскресеньям, стоят полупустыми. Недалеко от центрального рынка торгуют яблоками. Подхожу, спрашиваю: «Откуда?» Торговцы – семейная пара, говорят, что привезли товар из села Гром. Спешат распродать все по дешевке, чтобы поскорей сбежать из города. Большие красные яблоки отдают по 25 рублей за кило. А рядом - куда менее красивые - стоят уже сорок.

Вид центральной площади города с приходом тепла уже несколько лет остается неизменным. На солнце любят погреться местные пенсионеры, которые живо общаются, обсуждая последние новости. Привычный пейзаж дополняют приезжие журналисты. Их легко отличить по большим фотоаппаратам, болтающимся на груди, и взгляду, изучающему окрестности в поисках удачного кадра. Вот «акулы пера» пристроились пообедать в кафе у площади.

«Сейчас их не так много, - говорит помощник повара Елена. - В ноябре и декабре мы не успевали кормить всех журналистов. Да еще митингующие забегали к нам погреться и выпить чаю».

Езда по городу доставляет мало удовольствия. Грязь, ямы, предательски спрятавшиеся в лужах, и неожиданно перекрытые из-за земляных работ улицы придают ей оттенок экстремальности. Возле штабов кандидатов в президенты, впрочем, как и возле здания правительства, кучкуются сознательные граждане, всем миром готовятся к завтрашним выборам. А у простых цхинвальцев привычный «день сурка» расцвел хоть каким-то разнообразием. Бесконечно повторяющиеся обстоятельства унылой жизни теперь слегка взбудоражены веселым аттракционом под названием «выборы президента».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия