Реставрация или уничтожение?

Детали проектов, которые осуществляются в районе старого Тбилиси, населению не известны

ТБИЛИСИ---Бывшее здание Института Маркса-Энгельса-Ленина и площадь Гудиашвили в Тбилиси – два инвестиционных проекта, которые попали в поле зрения неправительственной организации «Тбилисис Амкари», занимающейся проблемами реабилитационных работ в исторической части города. По утверждениям сотрудников организации, проекты осуществляются со значительными нарушениями.

Детали проектов, которые осуществляются в районе старого Тбилиси, населению не известны. Однако даже невооруженным глазом заметно, что качество реабилитационных работ, которые проводятся поспешно, оставляет желать лучшего. Об этом говорят представители НПО «Тбилисис Амкари». В доказательство на презентации своего доклада 26 марта эксперты привели в пример работы в бывшем здании Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ) и в старых строениях на площади Гудиашвили.

До 2007 года бывшее здание Института Маркса-Энгельса-Ленина имело статус памятника культуры. Затем по распоряжению властей статус был снят, а строение передано в руки частного инвестора, который там должен был построить пятизвездочную гостиницу «Кемпински».

Магда Цоцхалашвили - директор проекта «Открой свой Тбилиси», в рамках которого проходило исследование. Она показывает фотографии и говорит, что здание, которое было создано знаменитым архитектором советской эпохи Алексеем Щусевым, теперь находится на грани разрушения:

«Демонтировали левый флигель в задней части здания. Сняли крышу. Внутренний интерьер полностью уничтожен, хотя там использовались дорогие отделочные материалы. Есть факты целенаправленной порчи имущества: сознательно портились покрытия между этажами, чтобы осадки, проникавшие в здание, ухудшали его положение».

Your browser doesn’t support HTML5

Реставрация или уничтожение?



В тяжелом положении находятся и здания на площади Гудиашвили. Решение о реабилитации этой территории мэрия приняла в 2007 году. С тех пор, как говорят авторы исследования, восстановительные работы так и не начинались, и состояние зданий на площади продолжает ухудшаться. Не начались они и после того, как в 2011 году власти передали эту территорию в частную собственность компании «Ирао Магнат Гудиашвили».

Компания «Ирао Магнат Гудиашвили» подписала договор с созданным при мэрии «Фондом развития Тбилиси», поэтому свои претензии сотрудники «Тбилисис Амкари» в первую очередь адресуют фонду.

Глава фонда Гиорги Сабанадзе утверждает, что консультации с инвесторами уже завершились, а подготовительные работы начнутся прямо завтра. А вот как Сабанадзе отвечает на опасения экспертов по поводу того, что инвесторы могут изменить внешний вид зданий:

«Не изменится ни архитектура, ни конфигурация, ни габариты этих зданий».

Но эксперты не верят устным заявлениям и требуют всю документацию сделать прозрачной. В длинном списке рекомендаций экспертов и просьба вернуть зданию Института Маркса-Энгельса-Ленина статус памятника культуры.

Перечисленные в исследовании проекты - лишь часть той большой программы по реабилитации старого города, которую осуществляют грузинские власти. Но, как говорит представитель «Тбилисис Амкари» Алеко Элисашвили, то, что власть называет реабилитацией, на самом деле - уничтожение культурного наследия:

«У реабилитации, реставрации, консервации есть международные правила, сроки, методология и так далее. То, что у нас называют реабилитацией, перечеркивает все эти правила. Работы проводятся поспешно, некачественно, без соблюдения всех правил, в нарушение международных норм и местного законодательства. Именно против этого мы и выступаем».

А вот что думают о восстановлении старых зданий жители столицы:
«Те здания, у которых сохраняется прежний вид, мне нравятся. Недавно слушала по телевизору, что площадь и сквер Гудиашвили сохранят прежний вид. Обрадовалась. Но вот прошла мимо здания ИМЭЛ и сердце защемило: такое хорошее здание - и почти разрушено. Со временем испортится и то, что сохранилось».

«Может, кому-то, кто живет в Сабуртало, не нравится. Но спросите тех, кто живет рядом с Гудиашвили, - им нравится. Там сидят, играют в нарды, домино, отдыхают. А другие даже не знают, где этот сквер расположен. Дело вкуса…»

Будет ли услышан голос сотрудников «Тбилисис Амкари» и недовольных жителей столицы в этот раз, по-прежнему остается неясным.