Фактор Кокойты

Эдуард Кокойты остается для югоосетинского общества авторитетным политиком, убежден политик и ученый Коста Дзугаев

ЦХИНВАЛИ---Еще совсем недавно редкий день на югоосетинском телевидении обходился без Эдуарда Кокойты, занимавшего пост президента республики на протяжении десяти лет. О нем писали почти в каждом номере местные газеты. Президентский кортеж, появляющийся в самых неожиданных местах столицы и районов республики, за последние годы стал привычным элементом повседневной жизни в Южной Осетии. Сохраняется ли сегодня интерес к экс-президенту Кокойты? Влияет ли он на события в республике?

Эдуард Кокойты, покинув пост президента Южной Осетии, имеет все основания по-прежнему считать себя одним из влиятельных политиков в республике. Он остается председателем партии «Единство», имеющей большинство в парламенте. Но получить от партийных соратников Кокойты информацию о том, чем он конкретно сегодня занят, оказалось довольно сложно. Исполняющий обязанности председателя парламента Зураб Кокоев, который в законодательном органе возглавляет фракцию «Единства», от комментариев отказался, передав через секретаршу, что он вообще с журналистами не общается.

Your browser doesn’t support HTML5

Фактор Кокойты



Эдуард Кокойты остается для югоосетинского общества авторитетным политиком, убежден политик и ученый Коста Дзугаев. Недавно он опубликовал статью под названием «Лидеры юга». В ней бывший спикер парламента и госсоветник президента анализирует деятельность четырех руководителей Южной Осетии, начиная с конца восьмидесятых годов прошлого века: Тореза Кулумбегова, Знаура Гассиева, Людвига Чибирова и Эдуарда Кокойты. Перед каждым из них общественно-политическая ситуация ставила свои задачи. Насколько они справились с их решением? В целом положительно оценив деятельность первых трех лидеров, Коста Дзугаев особое внимание уделил «часу икс» президента Кокойты – августу 2008 года. «Так состоялось решение сверхзадачи Эдуарда Кокойты — он привел провозглашенную Торезом Кулумбеговым, отвоеванную Знауром Гассиевым и выстроенную Людвигом Чибировым республику к признанию», пишет Коста Дзугаев. Он полагает, что президент Кокойты выполнил задачу, поставленную перед ним временем. Но при этом в обществе сохраняется негативное к нему отношение.

«С течением времени, по прошествии 3-5 лет, когда станут возможны не эмоциональные оценки, я считаю, что отношение к нему все-таки будет выравниваться и постепенно улучшаться. Не думаю, чтобы он в обозримой перспективе вернул бы себе поддержку большинства. Но в том, что он останется достаточно влиятельной фигурой, и влияние это будет нарастать, у меня нет сомнений».

Президент медиа-центра «ИР» Ирина Гаглоева также считает, что в оценке личности Эдуарда Кокойты сегодня будут доминировать эмоции. При этом она подчеркивает, что при любых обстоятельствах его деятельность теперь всегда будет рассматриваться в контексте событий ноября – декабря 2011 года в Цхинвале.

«Можно простить и неправильную экономическую политику, можно простить и издержки в политических решениях, можно закрыть глаза и на клановость. Самое страшное – это поведение Эдуарда Кокойты в ноябре и ситуация с Аллой Джиоевой. Это поведение и породило вот эту предвыборную беспрерывность до сегодняшнего дня. Так с родной страной не поступают».

Говоря об отношении к Эдуарду Кокойты югоосетинских политиков, некоторых кандидатов в президенты, Коста Дзугаев напоминает выборы 2001 года. На тех выборах Кокойты победил во втором туре Станислава Кочиева. И тогда была отчаянная борьба, и кандидаты резко критиковали уходящую власть.

«После выборов, взяв всю полноту власти в свои руки, Эдуард Кокойты осознал необходимость общественной консолидации. Ведь за Людвига Чибирова, тем не менее, проголосовало 20 с лишним процентов избирателей. Не считаться с этим было невозможно. Эдуард Кокойты это понял. Вот тогда я поверил в этого президента, когда увидел, что он предпринимает реальные шаги к консолидации. И мы увидели демонстрацию политического единства с прошлой властью ради интересов республики. Вот этот пример вновь избранный президент, я считаю, обязательно должен принять для себя».

Эксперты обращают внимание на довольно щепетильное обстоятельство. В 2001 году на церемонии инаугурации символы государственности Кокойты получил из рук своего предшественника Людвига Чибирова, кстати, тогда проигравшего выборы еще в первом туре. Кто будет вручать эти символы новому президенту? Неужели традиция нарушится? Если нет, то как воспримет ее команда будущего президента? Не секрет, что почти все кандидаты строили свою предвыборную борьбу на критике Эдуарда Кокойты и его команды.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия