ВЗГЛЯД ИЗ РОСТОВА---В России в канун Страстной седмицы неожиданно обнаружились две «величайшие святыни православия» - «гвоздь» и «Риза Господней». Вторая из новообретенных «святынь» имеет прямое отношение к Грузии...
Вообще, подлинность любых «святынь», связанных с земной жизнью Христа и Матери Божией, - это такая материя, о которой не принято говорить вслух. Единственная попытка всерьез разобраться с наиболее известной из них - Туринской Плащаницей, как известно, потерпела фиаско. В отношении остальных действует благочестивый обычай - относиться к ним как к реликвиям, с которыми связаны те или иные исторические предания. Мол, предания эти имеют самостоятельную культурную ценность. И артефакт, которого они касаются, тоже. Остальное - личное дело молящихся. Тот, кто расположен принимать благочестивую легенду за чистую монету, может ни в чем себе не отказывать. Кто не расположен - тоже.
Так считалось и в момент передачи и той и другой реликвии в 2007-2008 гг. Патриарху Алексию Второму. Они были с честью, но без ажиотажа, перенесены в Храм Христа Спасителя. И на несколько лет если не забыты, то, по крайней мере, нездорового интереса ни у кого не вызывали.
Все начало меняться, когда по инициативе Фонда Андрея Первозванного из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон привезли артефакт ровно той же степени сомнительности, что и фрагменты многочисленных «риз» и «поясов», разбросанных по российским храмам. Разница заключалась только в том, что «импортную» реликвию денно и нощно рекламировало российское телевидение и лично Владимир Путин. Именно он организовал ей торжественную встречу в санкт-петербурском аэропорту «Пулково». Взбудораженные телерекламой люди толпами повалили прикладываться. Возникла даже своеобразная гламурная мода, вылившаяся в спец-пропуска для «VIP-верующих» и другие послабления для элиты, не желающей стоять в очереди с народом.
Абсурдность ситуации подчеркивалась тем, что в одном из московских храмов постоянно находится реликвия ровно с такой же биографией, что и ватопедский «Пояс Богородицы». А в Храме Христа Спасителя лежат фрагмент «Ризы» и «гвоздь» - то есть легендарные реликвии, якобы связанные напрямую со Спасителем! Но о них ничего не говорили по телевизору. И верующие ими не особенно интересовались.
И вот накануне Страстной седмицы эти полузабытые реликвии вдруг стали «величайшими святынями православия». Их торжественно вынесли на середину главного храма страны. Там они пролежат до Светлого Понедельника. То есть, «Христос Воскресе» молящимся придется возглашать, глядя на «гвоздь» - орудие казни…
Теперь о Грузии. Как известно, Риза Господня, неожиданно ставшая нашей «величайшей святыней», имеет грузинские корни. Считается, что персидский шах Аббас подарил ее в 1625 году русскому царю Михаилу Федоровичу. В связи с этим у меня вопрос: почему Грузинская Церковь не добивается возвращения своей национальной святыни обратно - в Мцхету? Вроде бы между нашими церквями отношения вполне безоблачные, в отличие от наших государств. Вернуть краденное законному владельцу – что может быть естественней? Или Грузинская Церковь считает свою святыню безвозвратно утраченной, и не принимает московскую реликвию всерьез? Может, и нам тогда ее всерьез не принимать?
Вообще, подлинность любых «святынь», связанных с земной жизнью Христа и Матери Божией, - это такая материя, о которой не принято говорить вслух. Единственная попытка всерьез разобраться с наиболее известной из них - Туринской Плащаницей, как известно, потерпела фиаско. В отношении остальных действует благочестивый обычай - относиться к ним как к реликвиям, с которыми связаны те или иные исторические предания. Мол, предания эти имеют самостоятельную культурную ценность. И артефакт, которого они касаются, тоже. Остальное - личное дело молящихся. Тот, кто расположен принимать благочестивую легенду за чистую монету, может ни в чем себе не отказывать. Кто не расположен - тоже.
Так считалось и в момент передачи и той и другой реликвии в 2007-2008 гг. Патриарху Алексию Второму. Они были с честью, но без ажиотажа, перенесены в Храм Христа Спасителя. И на несколько лет если не забыты, то, по крайней мере, нездорового интереса ни у кого не вызывали.
Your browser doesn’t support HTML5
Все начало меняться, когда по инициативе Фонда Андрея Первозванного из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон привезли артефакт ровно той же степени сомнительности, что и фрагменты многочисленных «риз» и «поясов», разбросанных по российским храмам. Разница заключалась только в том, что «импортную» реликвию денно и нощно рекламировало российское телевидение и лично Владимир Путин. Именно он организовал ей торжественную встречу в санкт-петербурском аэропорту «Пулково». Взбудораженные телерекламой люди толпами повалили прикладываться. Возникла даже своеобразная гламурная мода, вылившаяся в спец-пропуска для «VIP-верующих» и другие послабления для элиты, не желающей стоять в очереди с народом.
Абсурдность ситуации подчеркивалась тем, что в одном из московских храмов постоянно находится реликвия ровно с такой же биографией, что и ватопедский «Пояс Богородицы». А в Храме Христа Спасителя лежат фрагмент «Ризы» и «гвоздь» - то есть легендарные реликвии, якобы связанные напрямую со Спасителем! Но о них ничего не говорили по телевизору. И верующие ими не особенно интересовались.
И вот накануне Страстной седмицы эти полузабытые реликвии вдруг стали «величайшими святынями православия». Их торжественно вынесли на середину главного храма страны. Там они пролежат до Светлого Понедельника. То есть, «Христос Воскресе» молящимся придется возглашать, глядя на «гвоздь» - орудие казни…
Теперь о Грузии. Как известно, Риза Господня, неожиданно ставшая нашей «величайшей святыней», имеет грузинские корни. Считается, что персидский шах Аббас подарил ее в 1625 году русскому царю Михаилу Федоровичу. В связи с этим у меня вопрос: почему Грузинская Церковь не добивается возвращения своей национальной святыни обратно - в Мцхету? Вроде бы между нашими церквями отношения вполне безоблачные, в отличие от наших государств. Вернуть краденное законному владельцу – что может быть естественней? Или Грузинская Церковь считает свою святыню безвозвратно утраченной, и не принимает московскую реликвию всерьез? Может, и нам тогда ее всерьез не принимать?