Циркуляр: с церковью, но без любви

Патриарх Кирилл во власти

Циркуляр, который составил церковный совет Русской православной церкви, зачитывают прихожанам не только в России, но и в 15-ти странах, где православные храмы находятся под юрисдикцией Московского патриархата. Документ стал своеобразным ответом на волну критики, которая поднялась после выступления в Храме Христа Спасителя группы Pussy Riot, в отношении патриарха Кирилла и института православной церкви. Часть российского общества, в том числе, некоторые православные, резко осудили содержание документа и действие РПЦ .

В воскресенье папа Римский Бенедикт XVI обратился к верующим с традиционным посланием-проповедью Urbi et Orbi ("Городу и Миру") об угрозах человечеству и миру. Во время католической пасхальной мессы в Соборе Святого Петра он заявил, что "человечество погружается во тьму, теряя способность отличать добро от зла". В этот день православные россияне праздновали Вербное воскресенье. Прихожанам в храмах зачитали циркуляр № 01/1662 – то есть инструкцию, которую выработал высший церковный совет русской православной церкви. Циркуляр призывает верующих бороться с противниками церкви и "ложными ценностями агрессивного либерализма:

Your browser doesn’t support HTML5

Циркуляр: с церковью, но без любви



"Русская Православная Церковь, совершая миссию проповеди Евангелия, демонстрирует активную позицию по многим злободневным вопросам и деятельно участвует в разрешении актуальных социальных проблем…Антицерковные силы опасаются усиления Православия в стране, их пугает возрождение национального самосознания и массовой народной инициативы. Такие люди немногочисленны, но некоторые из них обладают влиянием и готовы использовать свои финансовые, информационные и административные ресурсы для дискредитации иерархов и клириков, для порождения расколов и отторжения людей от храмов".

"Особенно заметными, – говорится в документе, – атаки стали в предвыборный и поствыборный период, что свидетельствует об их политической подоплеке, в том числе антироссийской". В циркуляре московский патриархат призывает верующих бороться с этими силами, которые ответственны, по мнению РПЦ, за "клеветническую информационную атаку на Предстоятеля Церкви".

Глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский рассказал РС, что "в этом документе дается оценка травли церкви, так же документ призывает к взаимной поддержке".

Религиовед, пресс-секретарь Миссионерского отдела тульской епархии Владимир Отставных одним из первых опубликовал текст циркуляра. В своем блоге на сайте "Эха Москвы" он прокомментировал документ РПЦ так: "Враги Церкви обозначены. Война началась?!" В интервью РС он заявил, что опасается раскола русской православной церкви:

– Пытаясь защитить отдельных представителей Церкви, происходит попытка выдать эту критику за гонения на православие. Я, живя в провинции, не чувствую этого гонения! Вопрос репутационный, во многом, политический, переводят в духовную плоскость, попытка втянуть в информационную войну массы верующих – очень опасная тенденция, которая может привести к расколу в церкви, гражданской войне. Я знаю, что среди мирян православных и священства, которое молчит, потому что не имеет права говорить по канонам церковным, не разделяют призывы начать войну с "либеральными мракобесами" и московской интеллигенцией. Это путь в никуда, – уверен Владимир Отставных.

В тексте совета РПЦ перечисляются случаи "осквернения храмов", которые последовали после 21 февраля, когда группа Pussy Riot спела в храме панк-молебен. Всего 4 случая, когда в храмы врываются люди и оскверняют святыни. "В этом же контексте осуществляется клеветническая информационная атака на Предстоятеля Церкви, – гласит циркуляр. – Всё это – слагаемые одной кампании против Православия и Русской Православной Церкви".

После публикации текста обращения, в обществе вместе с новой волной недовольства, появились сообщения о том, что оглашать циркуляр перед прихожанами – это не совет, а приказ. Владимир Вигилянский это отрицает, однако говорит: посетители церквей, не только в России, но и в 15 странах, должны услышать призыв РПЦ к борьбе с агрессивным либерализмом. Обращение будут зачитывать всю страстную неделю, если настоятели посчитают это нужным. А 22 апреля, в день воспоминания уверения апостола Фомы православных призвали совершить молебен и стояние в защиту веры, а так же доброго имени Церкви. В сети уже заговорили о намерении церкви и властей, которые "либерально" настроенная часть общества редко разделяет, согнать на молебен как можно больше прихожан.

Политолог Алексей Малашенко сказал РС, что это возможно:

– Сложный вопрос, ведь люди пожилые могут захотеть помолиться, почему бы и не предоставить им автобус? Но это все примитивно, повторение того, что делал Путин, когда на площади плясали телемальчики. Не удивлюсь, если они и на эту "сходку" явятся. Очень похоже, но не по-божески. Русская православная церковь уже допустила ряд ошибок, и теперь, вместо того, чтобы извиниться, нападает.

Алексей Малашенко считает лишним в очередной раз подтверждать, что церковь в России не отделена от государства.

Почему в Русской православной церкви не хотят великодушно простить девушек из Pussy Riot, как призывают многие верующие? Пресс-секретарь Владимир Вигилянский вновь объяснил РС позицию патриархата:

– Прощение – это коммуникативный акт. Есть человек, у которого просят прощения, есть тот, кто прощает. Для того, чтобы простить, нужно чтобы этого попросили. Люди, совершившие карикатуру, пародировавшие молитву, оскорбили многих людей. Нужно, чтобы они, всего-то и только, попросили прощения. Так мы просим маленьких детей. Так делается в нормальном обществе, – уверяет Владимир Вигилянский.

С вопросом о том, как в православии нужно понимать прощение, РС обратилось к ведущему богослову и профессору, настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ отца Максима, в миру Максима Козлова. Однако он отказался давать комментарии нашей радиостанции. Религиовед, доцент центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов объяснил РС, как Библия объясняет понятие прощения:

– Есть же и Ветхий Завет, куда более строгий в вопросах "морали". Око за око, зуб за зуб. А вот в Новом Завете и православии отношение иное. Многие наречения Иисуса свидетельствуют о том, что главное – это прощение. Требует ли оно покаяния? Невозможно заставить покаяться, это идет от сердца. Если продолжать такое перетягивание каната, это ни к чему не приведет, – говорит Борис Фаликов.

В сети интернет уже подсчитали: слово "Бог" упоминается в циркуляре РПЦ один раз, зато "Церковь" – 19. Слова "любовь" в обращении русской православной церкви к верующим нет.