«Дружба» против Саргсяна

Президент Армении, председатель правящей Республиканской партии Серж Саргсян

ПРАГА--ЕРЕВАН--Осталось две недели до парламентских выборов в Армении и все внимание аналитиков приковано к предвыборной ситуации. Об этом беседа с политологом, экспертом армянского Центра политических и международных исследований Рубеном Меграбяном.

Александр Касаткин: Мой первый вопрос касается создания единого штаба по предотвращению фальсификаций на предстоящих выборах. В этот штаб вошли практически все политические партии Армении, за исключением Республиканской партии. Как вы считаете, насколько успешным будет создание такого штаба?

Рубен Меграбян: Что касается идеи объединенного штаба, то она просто напрашивается с учетом реалий внутренней политики Армении. Можно сказать, что машина фальсификаций в Армении, которая работала на протяжении стольких лет, остается пока несломленной. И идея объединенного штаба по общественному контролю за честностью и прозрачностью выборов, конечно, очень положительна. Но что касается реализации, то тут возникают вопросы. И вопросы связаны с тем, что сюда входит партия правящей коалиции «Процветающая Армения», которая, в принципе, судя по публикациям в прессе, занимается тем же самым, чем занимается сама Республиканская партия. Поэтому у гражданского общества тут имеет место большой скептицизм. Скажем так: идея хорошая, а вот в плане реализации тут очень много вопросов.

Your browser doesn’t support HTML5

«Дружба» против Саргсяна



Александр Касаткин: Я хотел бы коснуться тех социологических опросов, которые были опубликованы на прошедшей неделе. «Процветающая Армения» озвучила результаты, которые выдвигают ее на первое место, на втором месте находится Армянский национальный конгресс, а на третьем месте уже правящая партия. Естественно, эксперты ставят под большое сомнение все опросы, которые были опубликованы за последнюю неделю.

Рубен Меграбян: Среднестатистический респондент в общем-то не склонен однозначно указывать на свои политические предпочтения. Поэтому исход голосования будет решен непосредственно в день голосования. И эти социологические опросы являются большей частью элементом предвыборной агитации и психологической войны, скажем так, между конкурирующими политическими силами. Они большей частью являются элементом этого, нежели самими социологическими опросами, особенно в плане того, как и зачем озвучиваются их результаты, и как представляются теми или иными политическими силами. Что касается того, каков расклад на данный момент, конечно, тут очень большую роль, если не решающую, играет административный ресурс. Потому что оппозиция в общем-то нерационально обошлась со своим главным ресурсом – ресурсом гражданского общества, ресурсом улицы, – это было монополией оппозиции. Сейчас мы видим, что эта связь в определенной мере оказывается прерванной ввиду разных вот таких намеков на стремление позиционировать свою склонность к сотрудничеству с той или иной силой. То есть если прошлым летом такой силой была Республиканская партия, когда оппозиция шла на диалог и это представляла как метод предотвратить возвращение Кочаряна к власти, то сейчас она сотрудничает с «Процветающей Арменией», которая считается аффилированной с Кочаряном. Насколько это так… Я говорю об общественном восприятии. Сейчас «дружат» в кавычках с «Процветающей Арменией», чтобы не дать воспроизвестись режиму Сержа Саргсяна. То есть это расценивается как определенная беспринципность, поэтому в общем-то есть этот определенный разрыв между гражданским ресурсом и самой политической силой.