Мигранты между ксенофобией и амнистией

Большинство трудовых мигрантов в России фактически бесправны

Правозащитники и социологи предлагают провести в России масштабную миграционную амнистию, направленную на легализацию трудовых мигрантов и соотечественников, которые десятки лет проживают в стране, не имея российского гражданства. Федеральная миграционная служба заявляет, что не видит необходимости в подобной амнистии. Между тем по различным данным на территории России проживает от двух до двенадцати миллионов нелегалов.

О необходимости проведения в России миграционной амнистии правозащитники говорят с начала 2000-х годов. Именно в то время иммиграционное законодательство было сильно ужесточено. Вместе с тем выяснилось, что без какого-либо гражданства, за исключением союзного, остаются десятки тысяч соотечественников, приехавших в Россию после развала СССР. Многие и по сей день живут с паспортами Советского Союза, причем им потребовалось дойти до Верховного суда России, который подтвердил действительность этих паспортов.

Your browser doesn’t support HTML5

Мигранты между ксенофобией и амнистией



В 2005 году общественные организации, собрав экспертов при уполномоченном по правам человека, разработали концепцию миграционной амнистии. Омбудсмен Владимир Лукин лично представлял ее на заседании трехсторонней комиссии под председательством тогдашнего вице-премьера Александра Жукова в Белом доме. У чиновников документ вызвал большой интерес, они сообщили, что было бы неплохо несколько его доработать, и с тех пор текст проекта концепции лег под сукно. Теперь о нем снова вспомнили, на этот раз в фонде "Миграция XXI век", который на основе концепции взялся за разработку законопроекта о миграционной амнистии.

– Ситуация, по-моему, находится на какой-то крайней точке кипения: все ненавидят друг друга, местное население – мигрантов, мигранты – местное население, – говорит руководитель фонда Вячеслав Поставнин. – Дальше с этим мириться нельзя. И ничего в этом направлении не делается, только говорится, квоты снижаются, а их становится все больше. Это говорит о чем? Система не работает. Более того, мы не знаем, где и сколько этих мигрантов находится, в каком они статусе или полустатусе, чем занимаются конкретно. Амнистия позволит получить более-менее ясную картину, сколько же у нас людей работают. Во-первых, это учет. Во-вторых, мы этих людей выводим из бесправия в правовое поле, даем возможность обратиться в суд, если нарушаются их права. Они перестанут быть рабами, им не надо будет бояться каждого постового и каждого злобного человека. В-третьих, мы можем наконец-то ввести всех этих трудовых мигрантов в налогооблагаемую базу. По нашим подсчетам, мы недополучаем примерно 400 миллиардов рублей ежегодно, –сказал Поставнин.

Председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты России Николай Сванидзе убежден, что дальше тянуть с решением вопроса о легализации мигрантов, находящихся на территории страны, нельзя:

– Нужно навести порядок в сфере миграции и успокоить в этой связи общественное мнение. Существуют многочисленные фобии, связанные с миграцией и с мигрантами. Страх перед чужими, подозрительность, ненависть к чужим, ко всем, кто приезжает, прежде всего отличающимся внешним видом, языком или акцентом, религией, культурой, манерой себя вести. Подозрение заключается в том, что они "отнимают наши рабочие места". Здесь, конечно, с двух сторон нужно работать: и с хозяевами, и с гостями. А порядок должен состоять в том, чтобы сделать ситуацию с миграцией более прозрачной. Это, конечно, чрезвычайно трудно, потому что в стране с системной коррупцией очистить от этой коррупции какую-то область, будь то футбол, сфера образования или сфера миграции, в равной степени невозможно. Но, тем не менее, стремиться к этому нужно. Но вот идея амнистии мне представляется достаточно плодотворной, ее нужно просто как следует обдумать с разных сторон.

Руководитель форума переселенческих организаций Лидия Графова допускает, что миграционная амнистия неинтересна в первую очередь бизнесу, которому невыгодно нанимать легальных работников, платить им достойные зарплаты и предоставлять социальные гарантии. Часто это приводит к всплеску ксенофобских настроений в обществе, которое именно в мигрантах зачастую видит причину многих бед, в том числе и падение уровня зарплаты. В то же время, по мнению Лидии Графовой, многие сегодня готовы поддержать идею легализации соотечественников, приехавших в Россию из бывших союзных республик в начале 1990-х годов прошлого века.

– Первая часть амнистии, которую мы предлагали, касается тех наших соотечественников, которые давным-давно приехали в Россию на постоянное место жительства и из-за какой-нибудь бумажки не могут получить гражданство, значит, никаких прав у них нет, – говорит Графова. – При всем антимиграционном ксенофобском настрое нашего общества, я думаю, против этих мигрантов, которые в основном русские, русскоязычные, возражений не будет, но их тоже никто не хочет толком легализовать. Так вот здесь должна идти речь о срочной выдаче вида на жительство, а потом и гражданства. Что касается трудовых мигрантов, которые считаются головной болью России, то, с моей точки зрения эксперта, их от 2 до 12 миллионов. Из этих многих миллионов только один миллион триста тысяч имеют законное разрешение на трудовую деятельность. Они въезжают в Россию по безвизовому режиму законно, а потом искусственно сокращаются квоты, и они становятся незаконно работающими. Очень выгодно иметь бизнесу такой Клондайк, такую кормушку. И людям, конечно, обидно: им путают мозги, создавая из ксенофобии дымовую завесу, чтобы не видно было, что у нас существует абсолютное рабство в отношении мигрантов. Это стыдно терпеть. Если ты, гражданин России, видишь, что тут, на твоих глазах, рабов эксплуатируют, как же можно с этим смириться?, – спрашивает Лидия Графова.

В Федеральной миграционной службе говорят, что не видят необходимости в объявлении России амнистии для нелегалов, указывая на то, что существует одобренная концепция миграционной политики, которая предусматривает конкретные меры. Чиновники вообще предпочитают говорить не об амнистии, а о регуляризации, но это, по мнению Лидии Графовой, не меняет сути:

– В стране, где до 12 миллионов нелегальных мигрантов, споры на эту тему вести нелепо. Ради бога, пускай называют как угодно, но с этим просто необходимо срочно что-то делать.

В фонде "Миграция XXI век", который занялся разработкой законопроекта, предполагающего проведение в России миграционной амнистии, не исключают, что уже осенью нынешнего года документ может быть внесен в Государственную Думу.