С кем ты, «Процветающая Армения»?

Президент Армении, председатель Республиканской партии Серж Саргсян и лидер «Процветающей Армении» Гагик Царукян

ПРАГА---На этой неделе большинство экспертов ожидали того, что правящая Республиканская партия и «Процветающая Армения» достигнут соглашения о создании коалиции. Тем не менее в четверг лидер «Процветающей Армении» заявил о том, что соглашение не достигнуто, и сразу улетел в Москву. О дальнейших перспективах я побеседовал с политологом, директором научных программ Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвелом Саркисяном.

- Вся проблема в том, что если бы заявление, которое сделала «Процветающая Армения», было бы сделано непосредственно после выборов, то можно было бы его признать как позицию этой политической силы, где она, в принципе, признает итоги выборов, признает то, что у нее нет достаточного количества мандатов для того, чтобы сформировать правительство, и что она какой-то определенный статус имеет для коалиции с действующей властью. Но дело в том, что такое заявление было сделано после того, как общественность была осведомлена о том, что более двух недель идут денно и нощно какие-то переговоры с правящей партией. И тогда это вызвало какое-то недоумение, потому что непонятно было вообще, о чем шел разговор по части формирования коалиции. Никаких пояснений насчет этого никто не дал - в первую очередь сама «Процветающая Армения», - и это создало ощущение неопределенности. Действительно, о чем там могли люди говорить? Были ли там переговоры? И сложилась ли какая-то ситуация, по части которой, скажем, правящий режим не мог прийти к согласию? До сих пор остается загадкой для всех. Поэтому одни только предположения: что было, как было. И я думаю, что все висит в воздухе, и «Процветающая Армения» должна определить свой реальный статус: является ли она оппозицией к властям, или кем она вообще является.

Your browser doesn’t support HTML5

Слушать



- Сейчас «Процветающая Армения» впервые обладает настолько мощной поддержкой: 30% голосов и финансовые влияния. Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в дальнейшем?

- Фактически на протяжении всех переговоров было заметно, что действующий режим как-то пытается «накачивать» эту политическую силу, закрывая глаза на все, скорее всего, с целью максимально отобрать будущие мандаты у оппозиционных партий. Одновременно оппозиционные партии все время, как говорится, сюсюкали с «Процветающей Арменией» и создали там единый штаб; максимально покрывали все ее подкупы и тому подобное, для того чтобы каким-то образом войти в союз с ней, чтобы притеснить действующий режим. В итоге получилось, что вся политическая система накачивала какой-то политический «пузырь», который остался каким-то образом висеть в воздухе. Но многие говорят о том, что через «Процветающую Армению» пытаются назначить премьера. Скорее всего, это похоже на правду. Но кто, как, какие обязательства лидер «Процветающей Армении» взял, которые не мог продвинуть в Армении, - это одни только загадки. Я думаю, что сама «Процветающая Армения» не может этого знать, то есть там должны более широкие переговоры вестись по международному полю, так скажем. Потому, что этот «пузырь» не является какой-то самостоятельной силой, которая может определить четкую позицию, определить свое будущее развитие, потому что ожидаются президентские выборы. Есть у них кандидат или нет, настроены ли они как-то самостоятельно действовать, - никто в это не верит. И поэтому у всех появился большой интерес к тому, как Россия на это будет реагировать, как Соединенные Штаты будут реагировать. В общем, я возвращаюсь к этой идее, что стратегия формирования какого-то искусственного политического «пузыря» и привела вот к такой ситуации.