Жизнь после плена

Давид оказался в последнем потоке заложников, которых из Цхинвали вывезли 27 августа 2008 года

ТБИЛИСИ---Почти четыре года минуло после российско-грузинской войны, но создается впечатление, что власти Грузии уже забыли о тех, кто побывал в те жаркие дни в плену и в заложниках. Согласно официальной статистики, с грузинской стороны таких было 163 человека, по данным Цхинвали чуть больше – 182 человека. Все они нуждаются в медицинской помощи, поскольку получили на войне физические и психологические травмы.

До августа 2008 года Давид Гиунашвили работал в Джаве. Там вместе с другими рабочими-грузинами он строил бензоколонки. В начале августа, когда ситуация накалилась, строители несколько раз пытались перейти на контролируемую грузинской стороной территорию. Гиунашвили вспоминает, что в это время через Рокский тоннель в Джаву уже приходила российская военная техника. 7 августа, когда началась бомбежка Джавы, Гиунашвили был ранен в ногу. Тогда местный житель, у которого гостил Гиунашвили, посоветовал ему как можно быстрее покинуть Джаву, пробираясь через горы и леса. Грузинские строители плутали двое суток, потом нашли реку и пошли вдоль ее течения, выйдя к осетинской деревне Бекмари. Там их поймали местные ополченцы и избили автоматными прикладами:

«Мне приказали встать на колени. Но я отказался. После этого один из них ударил меня прикладом. А второй ударил ногой по моей ноге. Синяк не сходил аж до декабря».

Your browser doesn’t support HTML5

Жизнь после плена



Из Бекмари заложников перевезли в Цхинвали. 18-дневный плен вспоминать Давиду Гиунашвили нелегко и сегодня. Он испытал пытки, его оскорбляли. В изоляторе они находились в нечеловеческих условиях.

Гиунашвили вспоминает, что самыми агрессивными оказались молодые бойцы в белых повязках. С особой жестокостью они расправлялись с молодыми пленными:

«Нас выводили. Бросали мусор и заставляли собирать. В камерах не было места. Нас было до 170. Питьевую воду набирали в реке Лиахви и из пожарной машины переливали в бочки. Молодых выводили каждый день, заставляли копать могилы».

Давид оказался в последнем потоке заложников, которых из Цхинвали вывезли 27 августа 2008 года. 80 мирных жителей-грузин обменяли на 13 осетинских военных. Травмированная нога Гиунишвили опухла. Но медицинскую помощь ему никто не оказал:

«Меня не приняла ни одна больница. У меня была температура. Никто о нас не спрашивал. Горийцев среди нас было много. Я не слышал, чтобы кому-нибудь чем-нибудь помогли».

Состоянием здоровья бывших заложников в 2010 году заинтересовались лишь неправительственные организации. Сотрудники горийского офиса Центра психо-социальной и медицинской реабилитации жертв пыток GCRT сами стали искать бывших пленных и заложников, предлагая им помощь.

Услугами этого центра воспользовался и Давид Гиунашвили. Ему оказали бесплатную медицинскую помощь и обеспечили лекарствами. Представительница GCRT Шорена Какиташвили говорит, что ее центр единственный в Грузии, который оказывает медицинскую помощь людям этой категории:

«В горийский офис GCRT в основном обращаются бывшие пленные. Несмотря на медицинский профиль, мы их также консультируем по правовым вопросам».

Дела бывших пленных и заложников Ассоциация молодых юристов уже отправила в Страсбургский суд. Их показания организация собрала в 2009 году. Говорит руководитель горийского офиса ассоциации Кети Бебиашвили:

«Дела всех людей, кто находился в плену в 2008 году, уже оправлены в Страсбург. Но адвокатские услуги по-прежнему предлагаем всем тем, кто тогда оказался в подобной ситуации».

В то же время Бебиашвили подчеркивает, что этим людям намного важнее сегодня психологическая помощь.

Давид Гиунашвили пока не знает, когда начнется рассмотрение его дела в Страсбурге. Но он считает, что гораздо важнее для него решить проблемы со здоровьем. После плена его постоянно беспокоят головные боли.