Конец эпохи

Тенгиз Аблотия

В воскресенье, когда я смотрел телерепортаж с митинга сторонников Иванишвили в Кутаиси, меня не оставляло ощущение, что это в каком-то смысле историческое событие, своеобразное открытие сезона – очень возможно, что митинг в этом провинциальном городе будет иметь куда большее значение, чем аналогичная акция в Тбилиси.

Митинг бидзинистов в Кутаиси совпал с первыми попытками власти покончить с целой эпохой, которую я бы назвал «эпохой проспекта Руставели». С первых дней национального движения, заявившего о себе еще в далеком 1988 году, судьба страны решалась исключительно на этой улице – там находится парламент, там же было здание правительства, благодаря чему центральная улица Тбилиси стала местом поистине сакральным. В восприятии среднестатистического грузина – настоящий митинг – это только тот, который проводится на проспекте Руставели, напротив парламента. Вы могли мобилизовать 20 000 человек, но если они собирались где-то в другом месте, то акция не имела смысла. Напротив, 10 000 сторонников на Руставели – и вы уже в мейнстриме грузинской политики.

Был также некий символический момент – для того, чтоб акция считалась удавшейся, ее участники непременно должны были перекрыть автомобильное движение на центральной улице (типа, посмотрите, как нас много). Если вы митингуете у парламента, а рядом с вами – беспрепятственно снуют автомобили, считайте себя неудачником, а прошедший день – бесполезной потерей времени.

«Эпоха проспекта Руставели» продлилась почти 25 лет. И вот, она уходит. В случае, если правящая партия не окажется в подавляющем меньшинстве, парламент переедет в Кутаиси, резиденция президента останется в Тбилиси, но совсем в другом районе, и в результате центральная улица столицы из священного места превратится в то, чем она реально является – просто большой, красивый, европейский проспект. Главная пирамида грузинского политико-жреческого культа – здание парламента – превратится в обычное, по большей части пустующее здание.

Перенос столицы в Кутаиси значительно изменит политические нравы Грузии – осуществление бархатной революции (розовая мечта любой оппозиции в стране) станет делом куда более трудно осуществимым. Для того, чтобы понять это, надо знать, что из себя представляет второй по величине город Грузии.

«Определенно, тщеславие – мой любимый из грехов», - говорил блистательный Сатана-Аль Пачино в триллере «Адвокат дьявола». В Кутаиси эта фраза бы звучала бы несколько иначе: «Определенно, чревоугодие – мой любимый из грехов». Остап Бендер, призывая Балаганова не делать из пищи культа, скорее всего, не был в Кутаиси и не имел весьма смутное представление о том, чем на самом деле является культ еды, застолья и буйного времяпрепровождения.

В большинстве своем кутаисцы – чемпионы мира по безалаберности и пофигизму. Весь их мир крутится вокруг застолья, друзей-родственников-крестных-церкви-костей предков, и прочей гипертрадиционной хрени. Внушить кутаисцам ненависть к кому-либо настолько, чтобы они были готовы сутками напролет митинговать, блокировать правительственные здания и т.д. - гораздо сложнее, чем сделать это в отношении тбилисцев, считающих себя столичными умниками. Оторвать кутаисца от стола – это акт героизма, после которого смена власти будет напоминать легкую прогулку на свежем воздухе.

Разумеется, кутаисцы, как и все грузины, чрезвычайно политизированы. Они в принципе могут оторвать задницу и прийти на митинг, но не чаще, чем два раза в год. Подвижничество – не их сильная черта.

Политики также усвоили одну маленькую хитрость, которая поможет им завоевать расположение жителей города – надо только нахваливать их самым бесцеремонным образом и описывать Кутаиси, не жалея красок. В этом преуспели и Саакашвили, и Иванишвили, которые в своих выступлениях оценивали, в общем-то, довольно убогий 200-тысячный городишко, как центр мироздания.

И не думайте, что кто-то заметит лукавство. Кутаисцы обожают свой город и искренне не понимают, почему азбучная истина о величии Кутаиси не доходит до остальных 7 млрд. жителей планеты...

В общем, трудно найти более удачное место для парламента страны, в которой народонаселение свято верит в то, что президента надо скидывать сразу же после того, как снизится его рейтинг.

А если серьезно, то, конечно, перенос парламента в Кутаиси облегчит жизнь любой последующей власти, но и переоценивать уровень стабильности и спокойствия тоже не стоит. В конце концов, Кутаиси, хоть и чемпион мира по праздности и безделью, но он находится не на необитаемом острове в тысячах километров от других, менее безалаберных городов Грузии.

Да, и еще не стоит забывать: для того, чтобы все это стало явью, «Нацдвижение» должно получить хотя бы 50% в будущем парламенте, чтобы блокировать страстное нежелание бидзинистов перебираться в Кутаиси.