Лос-Кабос не дарит надежд

Встреча лидеров России и США

Европейский долговой кризис и встреча президентов России и США – самые горячие новости с саммита G20 в Лос-Кабосе.

То, что европейский долговой кризис будет главной темой саммита G20 в Лос-Кабосе, стало ясно уже через несколько часов после начала его работы. Информация о черновике заключительного коммюнике саммита появилась в изложении нескольких информационных агентств еще до окончания первых заседаний саммита. Основные его положения касаются ситуации в Европе и опасности европейского финансового кризиса для всего мира. Главы двадцати стран объявляют о своей готовности "действовать сообща для укрепления процесса экономического выздоровления", принять все необходимые меры для разрешения кризиса, продолжающегося уже около трех лет.

Однако если судить по крайне необычному проявлению эмоций со стороны председателя Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу, особого единения в рядах двадцатки нет. "Откровенно говоря, мы приехали сюда не для того, чтобы выслушивать уроки основ демократии и организации экономического процесса", – осек Баррозу журналиста, задавшего вопрос о том, способна ли Европа преодолеть финансовый кризис.

Your browser doesn’t support HTML5

Лос-Кабос не дарит надежд



Обсуждению европейских проблем была посвящена и встреча президента Обамы с канцлером Германии Меркель, которую Вашингтоном считает ключевым игроком в деле разрешения кризиса. Белый Дом призывает европейцев и, главным образом, Германию предпринять меры для стимулирования экономического роста. Однако Ангела Меркель после встречи с президентом Обамой дала понять, что Германия не готова отступить от своего главного требования к партнерам по еврозоне: необходимости сокращения расходов и уменьшения долгов. "Обещания, данные Грецией, не могут быть изменены из-за результатов парламентских выборов, – заявила Меркель. – Мы не пойдем на компромиссы в отношении реформ, соглашение о проведении которых было достигнуто".

Страны, переживающие кризис, надеялись, что обсуждение европейских проблем на саммите поможет им привлечь средства на разрешение долгового кризиса. На саммите идет разговор об удвоении (до 420 миллиардов долларов) средств Международного валютного фонда, предназначенных для помощи этим странам, но удастся ли об этом договориться, пока непонятно. В действительности, по мнению Михаила Бернштама, экономиста, сотрудника Гуверовского института, "двадцатка" едва ли способна чем-то помочь Европе:

– Все, что может предложить Большая двадцатка, а строго говоря, США и Китай – это временные займы. США отказываются из принципиальных соображений, говоря, что они, в общем-то, не хотят выкупать Европу, тем более что и США пытаются уменьшить государственные расходы, где только возможно. Остается Китай. Пекин может дать временный заем, потому что КНР заинтересована в продолжении экспорта в Европу и она будет, по существу, финансировать свой собственный экономический рост. Но ведь это временные и ограниченные меры. Кризис внутренний, европейский и он может быть решен только внутренними мерами, только внутри Еврозоны.

– Но ведь развивающиеся страны предлагают дать МВФ больше четырехсот миллиардов долларов на помощь странам развитым, это все-таки не мелочь?

– У этих денег своя грустная история. Первоначально о них говорилось на предыдущей встрече "двадцатки", в апреле. Тогда эти деньги не собрали. Сейчас сумма набирается благодаря дополнительной щедрости Китая и Бразилии. Но эти деньги уже выглядят мелкой суммой. С апреля многое изменилось. Сейчас только испанским банкам требуется, по подсчетам финансистов, триста миллиардов долларов для компенсации безнадежных кредитов. Испания уже вынуждена выплачивать более семи процентов под десятилетние государственные облигации, продающиеся на финансовых рынках, что она попросту неспособна сделать даже в недалекой перспективе. В такой ситуации вопрос, соберут они четыреста миллиардов или не соберут, уже не имеет значения, поскольку сумма сама по себе недостаточна.

Любопытным показателем отношения к саммиту Большой двадцатки может быть то, что сообщения о нем не вошли в число главных тем американских новостных агентств в отличие, например, от встречи президентов Обамы и Путина, которая пока не позволяет сделать никаких выводов относительно того, как могут развиваться американо-российские отношения дальше.

Барак Обама назвал двухчасовую беседу с Путиным "откровенной, содержательной и всеобъемлющей". Круг обсуждавшихся тем – самый широкий: торговые отношения, принятие России в ВТО, отмена поправки Джексона-Вэника, сотрудничество по ядерному нераспространению и совместный поиск решений по проблематике ПРО. А также иранская и корейская ядерные программы, Сирия, Палестина и Афганистан, борьба с наркоторговлей и терроризмом, участие в группах регионального сотрудничества и упрощение визового режима.

Комментирует встречу двух лидеров в интервью РС политолог из Университета Джорджа Мэйсона в Виргинии Марк Катц:

– Совместное заявление президентов по итогам встречи весьма бесцветное, хотя в нем и затронут весь спектр проблем американо-российских отношений. Совершенно ясно, что Обама и Путин не сделали заметных шагов навстречу друг другу. Лидеры, похоже, ни о чем толком не договорились. Они рассуждали только о необходимости сотрудничества, но не предложили никакого решения по ключевым проблемам. Пожалуй, самой горячей из обсужденных президентами проблем была Сирия, однако Обама и Путин так и не смогли выйти за рамки деклараций. Оба лидера согласны, что необходимо покончить с насилием, но у каждого свой подход. Россия хочет, чтобы режим Асада выжил. Обама и Запад настаивают на необходимости политических преобразований в Сирии. И достичь согласия по этой проблеме Обаме и Путину не удалось.

– Многие наблюдатели обратили внимание на язык жестов при встрече: Путин сидел, заметно отстранившись от Обамы, с бесстрастным лицом. Обама же, склонившись к собеседнику, слушал его, часто кивая головой.

– Можно предположить, что Обаме в данный момент необходимо создать впечатление об улучшении американо-российских отношений. Путин же полагает, что если Обама нуждается в помощи России, то ему следует заплатить за нее свою цену; ему интересно, что Обама готов предложить России в обмен на сотрудничество. Обаме же особенно нечего предлагать. К тому же он, по-моему, не считает себя должным чем-то жертвовать для Путина, так как думает, что его предложения принесут пользу всем, включая Россию.

На фоне переговоров Обамы и Путина ряд официальных лиц США выразили озабоченность сообщениями о поставках Россией вертолетов правительству Асада, а также о предстоящей высадке группы российских морских пехотинцев в Сирии.