Быть ли раю на Кавказе?

Северокавказский туризм не впервые обсуждается с высоких российских трибун

ВАШИНГТОН---19 июня в Грозном прошло заседание комиссии российского правительства по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа. В нем принял участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Лейтмотивом его выступления стал призыв активно развивать туристический бизнес на Кавказе. Пафос главы федерального правительства поддержали влиятельные чиновники и депутаты, среди которых президентский полпред Александр Хлопонин и руководитель Чечни Рамзан Кадыров. Но насколько адекватна «туристическая альтернатива»? И что скрывается за демонстративным оптимизмом высокопоставленных управленцев?

Северокавказский туризм не впервые обсуждается с высоких российских трибун. Однако в столь концентрированном виде данная тема еще не подавалась. Ранее туристические перспективы рассматривались в более широких контекстах социального и экономического развития проблемного региона. В июне же 2012 года практически все заседание правительственной комиссии свелось к продвижению планов строительства гостиниц, горнолыжных трасс и прочих объектов культурного отдыха трудящихся. При наблюдении за ходом дискуссии невольно хотелось вспомнить старый «царистский миф» о том, что высоким правителям ничего не рассказывают про реальное положение дел в стране. Ибо, судя по тем сводкам, которые каждый день приходят из северокавказских республик, туризм (при всем уважении к данной сфере) не является приоритетом региональной повестки дня. Как минимум здесь есть немало более острых сюжетов. К трескучему и бьющему мимо цели пиару на Северном Кавказе ответственным российским руководителям не привыкать. Традиции за последние два десятилетия здесь сложились богатые. Однако можно ли свести не вполне адекватные идеи руководства страны к одним лишь пиаровским соображениям?

Your browser doesn’t support HTML5

Быть ли раю на Кавказе?



Думается, что все несколько сложнее, чем простое желание противопоставить «злопыхателям» благостные картинки потенциального туристического благополучия. Проблема неадекватности коренится, прежде всего, в нежелании и власти, и общества глубоко вникать в суть северокавказских проблем. Сегодня споры о регионе ведутся в основном вокруг дилеммы «кормить или не кормить Кавказ». Между тем сама постановка такого вопроса выглядит крайним упрощенчеством. В списке регионов - получателей федеральной помощи на первых местах не северокавказские республики, а Якутия и Бурятия. Объем же всех трансфертов из федерального бюджета республикам Северного Кавказа и Калмыкии составляет около половины расходов бюджета города Москвы на одну только транспортную программу в 2012 году. При этом главная проблема - не количество денег (при желании объемы финансирования можно увеличить или урезать), а эффективность их «освоения». И здесь вся проблема упирается в качество властных и управленческих институтов, которые должны этим заниматься. Не будет их - борьба с коррупцией, социальным неблагополучием и экономическими проблемами неизбежно будет вырождаться в очередную громкую, но безрезультатную кампанию. То же самое произойдет и с туристическим «раем», на строительство которого уже «подбиваются сметы».

Но чтобы избежать этого, необходимо перестать противопоставлять два подхода к региону. Один мы можем условно назвать «генеральским», при котором и экономика, и социальная сфера, и управление являются политикой, притом с «чрезвычайным» оттенком. Другой подход представляется как экономический, в котором создание «кластеров», продвижение «проектов» и выделение финансирования как будто бы вырываются из общего контекста (политического, культурного, социального). По мнению, условно говоря, «экономистов», реализация успешного бизнес-плана (или серии бизнес-планов) способна изменить ситуацию без коренного преобразования управленческих практик, институтов, вопросов безопасности. Однако строительство «северокавказского парадиза» на подобной основе выглядит утопией, ибо бизнес в отрыве от политики не ходит. И без снижения террористических и коррупционных рисков никакое инвестирование (кроме бюджетной кормушки) попросту не состоится. Одними же финансовыми вливаниями не достичь ни проблемы легитимности власти, ни восприятия местным населением России как своей родной страны. С их помощью можно решить (да и то тактически, а не стратегически) проблему лояльности республиканской власти. Но ведь с этим, похоже, и сегодня нет особых проблем. Проблема в том, что некачественное и архаичное управление не в состоянии обеспечивать интеграцию Северного Кавказа в общероссийские процессы. Следовательно, проблема модернизации институтов управления должна быть поставлена в повестку дня, как можно быстрее. Иначе все разговоры о туристических перспективах еще долго будут напоминать дискуссии о коммунизме в 1980 году или об отдельной жилплощади для каждого советского гражданина к 2000 году.