«Абаза-ТВ» как альтернатива

Характерно, что наиболее ярко выраженные оппозиционные журналисты, ушедшие из АГТРК, в «Абаза-ТВ» через три года работать не начали, предпочтя уйти в печатную периодику

СУХУМИ--У частного республиканского телеканала «Абаза-ТВ» маленький юбилей, которому завтра утром будет посвящена пресс-конференция его руководства. Пять лет назад впервые вышел в эфир первый информационный выпуск «Время новостей» телеканала. В адрес коллектива в эти дни поступают поздравления, первое из них появилось вчера на сайте «Абхазия.оrg».

Ну а мне, присоединяясь к этим поздравлениям, хотелось бы немного поразмышлять о значении альтернативности в нашей жизни. Наверное, это зачастую и двигатель прогресса, и неизбежность…

Не собираюсь, конечно, сейчас за отсутствием надобности вступать в прения с реликтами совкового разлива в абхазском обществе, которые абсолютно серьезно, без всякой иронии рассуждали в послевоенное время о том, зачем нам всякие «ненужные "Нужные газеты"», не лучше ли собрать всех пишущих журналистов в единый коллектив и выпускать одну, но «большую и хорошую газету». Да, да, были и такие, и бессмысленно им было объяснять, как долго до этого многие абхазские журналисты как раз и мечтали о возможности излагать свое мнение, чтобы их не «подводили под общий знаменатель». Не говоря уже о заинтересованности в альтернативных трибунах различных политических сил... Но есть и другие аспекты этого явления. Я и сам сейчас во многом иначе смотрю на произошедший, скажем, лет десять назад раздел на две части Союза писателей Абхазии…

Your browser doesn’t support HTML5

«Абаза-ТВ» как альтернатива



Но давайте обо всем в хронологическом порядке. Если говорить о журналистике, то первые негосударственные газеты – ростки разномыслия – появились в Абхазии, как и на всем позднесоветском пространстве, еще во второй половине 80-х. А в конце августа 1991-го после подавления путча в Москве и запрета КПСС между абхазской и грузинской «партиями» разразилась ожесточенная борьба за контроль над бывшей редакцией газеты «Советская Абхазия». В конце концов, был принят компромиссный вариант: коллектив поделился на две части, большая из которых стала выпускать ежедневную «Республику Абхазия», а меньшая – еженедельник «Панорама Абхазии». И хотя первая по всем параметрам должна была стать проабхазской, в ее коллективе оказался и один грузин, а в коллективе второй, которая мыслилась прогрузинской, – одна абхазка. И вовсе не потому, что они двое в межнациональном споре придерживались взглядов другой «партии» (хотя и такое бывало), все тут упиралось в межличностные взаимоотношения в коллективе, который ранее поразила болезнь «групповщины»: люди пошли работать с теми, с кем им было психологически комфортнее, с кем связывала дружба. Красноречивый пример того, что жизнь сложнее любой схемы…

Война и послевоенное блокадное состояние Абхазии растоптали на время ростки разномыслия. Они стали пробиваться в абхазском обществе лишь к концу 90-х. Но грянувшее вскоре отделение от Союза писателей Абхазии его части, создавшей Ассоциацию писателей Абхазии во главе с Мушни Ласурия, было, в общем-то, «из другой оперы». Хотя надвигавшийся тогда раздел всего общества на «багапшистов» и «хаджимбистов» не мог не повлиять и на разделение писателей по внутриполитическим взглядам, у «отпочкования» Ассоциации были и другие, гораздо более глубокие корни. На самом деле большинство писателей у нас вовсе не политизированы. Но конфликт тогда возник вокруг фигуры поэта и политика Геннадия Аламиа, который был одним из лидеров оппозиционного ОПД «Айтайра» и оказался избран председателем СП на очередном его съезде. Однако тогдашняя власть в республике активно не хотела, чтобы оппозиционер возглавил творческий союз, и это совпало с заявлениями сторонников другого кандидата в председатели СП, что результаты тайного голосования были подтасованы. В итоге недовольные вышли из Союза писателей и создали Ассоциацию… Как общество в целом, так и оставшиеся в Союзе (и я в том числе) бурно недоумевали и возмущались: что за надобность в данном случае делиться по политическому признаку? Но политика, что сегодня очевидно для всех, была тогда, скорее, поводом… Самое забавное, что очень скоро Геннадий Аламиа оказался в рядах тех политических сил, которым ранее противостоял, а вот в СП, разумеется, остался. Все посвященные в суть размежевания прекрасно понимают, что оно восходило к доперестроечным еще временам, когда большинство в СП Абхазии, недовольное Мушни Ласурия, заставило его уйти с поста председателя Союза, и даже к еще более ранней поре борьбы среди абхазских писателей двух группировок. …Прошли годы, и все уже как-то свыклись с существованием в Абхазии двух писательских организаций, а звучащие изредка благие призывы к объединению воспринимаются уже как нечто дежурное и имеющее очень слабую перспективу реализоваться.

Для того чтобы в маленькой Абхазии возник второй, альтернативный республиканский телеканал (в чем гораздо больше смысла и пользы для развития общества), понадобилось соединение нескольких факторов. Во-первых, появление такого состоятельного политика, как Беслан Бутба, которому оказалось интересно и необременительно вкладываться в финансирование СМИ. Во-вторых, что опять же было связано с политикой, общественным кризисом 2004 года, то обстоятельство, что в Абхазии не у дел оказалась большая группа тележурналистов. Осенью 2006 года группа этих журналистов во главе с бывшим председателем АГТРК Русланом Хашигом приступила к подготовке вещания нового телеканала… Правда, вплоть до начале этого года вещание это велось только на Сухум и его окрестности, и только в конце прошлого президент Александр Анкваб дал-таки добро на расширение его на всю страну…

Появление в 2007-м нового телеканала было воспринято абхазским обществом в целом весьма одобрительно, как некая свежая струя. А сегодня мы видим и несомненные позитивные плоды его конкуренции с Абхазским телевидением. (На АГТРК работает двести сотрудников вместе с техническими, в пять раз больше, чем на «Абаза-ТВ). Кто знает, оставайся государственное телевидение монополистом, возникли ли на нем в последнее время такие интересные и крупномасштабные проекты, как «Апсныстар», юмористические передачи?

И опять же было бы, думаю, в корне неверно сводить причины разделения прежнего коллектива АГТРК в 2004-м только к политике. Никуда в этом мире не деться от борьбы амбиций, совместимости и несовместимости творческих натур… Характерно, что наиболее ярко выраженные оппозиционные журналисты, ушедшие из АГТРК, в «Абаза-ТВ» через три года работать не начали, предпочтя уйти в печатную периодику. А с другой стороны, вряд ли оправдались надежды тех, кто поначалу представлял себе этот телеканал рупором оппозиции.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия