ТБИЛИСИ---В мире остаются проблемы со свободой вероисповедания, говорится в ежегодном докладе Госдепартамента США о защите свободы религии. В документе проанализирована ситуация, сложившаяся в 2011 году в 199 странах. Во многих из них наблюдается рост ксенофобии, антисемитизма и антиисламских настроений и другие проявления нетерпимости. Отдельная глава доклада посвящена Грузии.
Принятые парламентом на фоне острых политических дебатов и акций протеста поправки в Гражданский кодекс, которые определили порядок регистрации религиозных объединений, оказались важной вехой в реализации религиозных свобод в Грузии. Тот факт, что грузинские власти предоставили религиозным меньшинствам право зарегистрироваться в качестве юридических лиц публичного права, докладчики Бюро демократии, прав человека и труда Госдепартамента США оценили как существенный шаг вперед. «Конституция и политика, проводимая в стране, защищают религиозную свободу, власти на практике уважают религиозные свободы», - говорится в документе. В нем также отмечено, что за прошедший год «не было никаких сообщений о нарушениях свободы вероисповедания».
В Вашингтоне также приветствовали и поправку в закон «О резервной военной службе», благодаря которой представители религиозных меньшинств имеют возможность выбрать альтернативную гражданскую службу.
Тем не менее в сфере свободы вероисповедания в Грузии «остаются некоторые системные проблемы. Среди них - возврат религиозным меньшинствам спорных культовых сооружений, которые сейчас принадлежат государству, а также привилегированный правовой и налоговый статус Грузинской Православной Церкви, говорится в докладе.
Под спорными церквями подразумеваются, очевидно, шесть храмов, находящихся на территории Грузии, на которые претендует Армянская Апостольская Церковь. Против их передачи выступает патриархия Грузинской Православной Церкви, которая взамен требует передать Грузии несколько храмов на территории Армении.
Глава НПО «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян вспоминает, что во время обострения споров вокруг церковного имущества представители политических элит и СМИ обеих стран часто прибегали к языку ненависти. Поэтому, по мнению правозащитника, несмотря на то, что и в Тбилиси, и в Ереване есть определенная готовность решить проблему, тема в ближайшем будущем подниматься не будет:
«Немного сложная политическая ситуация как в Грузии, так и в Армении. В обеих странах парламентские выборы, а следом идут президентские. На этом фоне, думаю, политики воздержатся от таких шагов, которые могут отразиться на их имидже в обеих странах».
Между тем Арнольд Степанян согласен, что ситуация заметно разрядилась после того, как в Грузии предоставили религиозным меньшинствам статус юридических лиц публичного права. Теперь представители разных конфессий ждут от властей Грузии налоговых льгот, подобных тем, которыми сегодня пользуется ГПЦ.
В докладе Госдепа США отдельно указывается на то, что в грузинских школах преподавание истории религии часто превращается в проповедь православия. Теолог Леван Абашидзе отмечает, что сегодня школы сами решают, преподавать или нет историю религии, но если решение принято в пользу преподавания, то по закону «Об образовании» ученики должны получать общие знания обо всех конфессиях. В большинстве случаев закон не исполняется:
«Когда в класс входит человек и начинает молиться или же спрашивает учеников, крещены ли они, а потом говорит, что только православное христианство – истинная религия, то это нарушение закона, и за этим должна следить школа».
Помимо школы за деятельностью преподавателей должен следить и Департамент генеральной инспекции при Министерстве образования. Однако на неоднократные обращения аппарата грузинского омбудсмена по поводу нарушений религиозных прав учеников данное госучреждение никак не реагирует.
Отдельным пунктом в докладе отмечен тот факт, что «оккупированные территории Абхазии и Южной Осетии остаются вне контроля центральных властей», и получить достоверную информацию о ситуации с религиозными свободами в этих регионах сложно.
Принятые парламентом на фоне острых политических дебатов и акций протеста поправки в Гражданский кодекс, которые определили порядок регистрации религиозных объединений, оказались важной вехой в реализации религиозных свобод в Грузии. Тот факт, что грузинские власти предоставили религиозным меньшинствам право зарегистрироваться в качестве юридических лиц публичного права, докладчики Бюро демократии, прав человека и труда Госдепартамента США оценили как существенный шаг вперед. «Конституция и политика, проводимая в стране, защищают религиозную свободу, власти на практике уважают религиозные свободы», - говорится в документе. В нем также отмечено, что за прошедший год «не было никаких сообщений о нарушениях свободы вероисповедания».
В Вашингтоне также приветствовали и поправку в закон «О резервной военной службе», благодаря которой представители религиозных меньшинств имеют возможность выбрать альтернативную гражданскую службу.
Your browser doesn’t support HTML5
Тем не менее в сфере свободы вероисповедания в Грузии «остаются некоторые системные проблемы. Среди них - возврат религиозным меньшинствам спорных культовых сооружений, которые сейчас принадлежат государству, а также привилегированный правовой и налоговый статус Грузинской Православной Церкви, говорится в докладе.
Под спорными церквями подразумеваются, очевидно, шесть храмов, находящихся на территории Грузии, на которые претендует Армянская Апостольская Церковь. Против их передачи выступает патриархия Грузинской Православной Церкви, которая взамен требует передать Грузии несколько храмов на территории Армении.
Глава НПО «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян вспоминает, что во время обострения споров вокруг церковного имущества представители политических элит и СМИ обеих стран часто прибегали к языку ненависти. Поэтому, по мнению правозащитника, несмотря на то, что и в Тбилиси, и в Ереване есть определенная готовность решить проблему, тема в ближайшем будущем подниматься не будет:
«Немного сложная политическая ситуация как в Грузии, так и в Армении. В обеих странах парламентские выборы, а следом идут президентские. На этом фоне, думаю, политики воздержатся от таких шагов, которые могут отразиться на их имидже в обеих странах».
Между тем Арнольд Степанян согласен, что ситуация заметно разрядилась после того, как в Грузии предоставили религиозным меньшинствам статус юридических лиц публичного права. Теперь представители разных конфессий ждут от властей Грузии налоговых льгот, подобных тем, которыми сегодня пользуется ГПЦ.
В докладе Госдепа США отдельно указывается на то, что в грузинских школах преподавание истории религии часто превращается в проповедь православия. Теолог Леван Абашидзе отмечает, что сегодня школы сами решают, преподавать или нет историю религии, но если решение принято в пользу преподавания, то по закону «Об образовании» ученики должны получать общие знания обо всех конфессиях. В большинстве случаев закон не исполняется:
«Когда в класс входит человек и начинает молиться или же спрашивает учеников, крещены ли они, а потом говорит, что только православное христианство – истинная религия, то это нарушение закона, и за этим должна следить школа».
Помимо школы за деятельностью преподавателей должен следить и Департамент генеральной инспекции при Министерстве образования. Однако на неоднократные обращения аппарата грузинского омбудсмена по поводу нарушений религиозных прав учеников данное госучреждение никак не реагирует.
Отдельным пунктом в докладе отмечен тот факт, что «оккупированные территории Абхазии и Южной Осетии остаются вне контроля центральных властей», и получить достоверную информацию о ситуации с религиозными свободами в этих регионах сложно.