«Грузинская мечта» вырывается вперед

Сторонники коалиции «Грузинская мечта»

ПРАГА---Продолжаем предвыборную тему. Социологи проводят свои опросы. В поле нашего зрения опрос, который провела организация Penn Schoen Berland, и я приглашаю обсудить его с нами в прямом эфире директора Центра стратегических исследований Грузии Нателу Сахокия.

Олег Кусов:
Натела, я сразу же напомню итоги этого опроса, который провела организация Penn Schoen Berland. Согласно итогам, в лидеры впервые вышла «Грузинская мечта». По данным социологов именно этой организации, 42% опрошенных отдали свои голоса за эту коалицию. А «Единое национальное движение» оказалось на втором месте, хотя и с небольшим отставанием - 41% опрошенных высказался за «Единое национальное движение». До этого, мы помним, очень часто социологи нам предлагали в качестве лидера «Национальное движение» - правящую партию, теперь неожиданно вырвалась в лидеры, хоть и ненамного опередив правящую партию, «Грузинская мечта». Как разобраться избирателям в этих опросах? Неужели за короткое время настроения их так сильно поменялись?

Your browser doesn’t support HTML5

Слушать



Натела Сахокия: Самое главное и интересное в этих опросах, точнее, в последнем опросе, - это то, что там сравнительно маленький процент людей, которые отказались ответить на вопрос о политическом предпочтении. Здесь, если я не ошибаюсь, было всего 6% или 8%. А в предыдущих опросах их было около 40%. Вы представляете, что это за социологический опрос и что это за результаты, когда 40% не отвечают прямо на заданный вопрос о политическом предпочтении. Как объяснили те, кто проводил последний опрос, он был анонимным: люди сами, а не интервьюер, заполняли анкеты, клали эти анкеты в конверт и бросали в какую-то урну. Тем самым они были гарантированы, что их анонимность как-то защищена. И результаты оказались такими. Я хочу сказать, что по ощущениям (я

Натела Сахокия

не социолог) эти результаты кажутся адекватными. И это не только мое мнение, но уже и профессионалы-социологи говорили, что эти результаты больше всех отражают действительность. Но я считаю, что искажались результаты из-за того, что 40% не отвечали на вопрос о политическом предпочтении. И по всей вероятности у тех, кто поддерживает «Национальное движение», нет никакой мотивации скрывать свое предпочтение.

Олег Кусов: Тут я хочу сослаться на запись в блоге некоего блоггера из Тбилиси, которая вчера появилась в интернете. Он пишет о том, что, по его данным, это исследование Penn Schoen Berland заказала организация «Европейская платформа за развитие демократии в Грузии», и по данным этого источника, эта организация связана с коалицией «Грузинская мечта». У вас нет по этому поводу никаких сведений?

Натела Сахокия: У меня нет этих сведений, но даже если, скажем, «Грузинская мечта» заказала это исследование? Дело ведь в том, кто проводит исследование. Если это добросовестный исследователь, то не имеет значение, кто заказывает. Кстати, во время исследований, которые проводили NDI и IRI, тоже были проблемы с тем, что опросы проводили грузинские исследователи. Там были какие-то вопросы по отношению к этим исследовательским организациям, не к IRI и NDI, а к тем, кто непосредственно проводил это исследование. Мне кажется, самое главное, чтобы тот, кто проводит исследования, был бы добросовестным, а кто заказывает, не имеет значение. Хотя у меня нет сведений, что это исследование заказала «Грузинская мечта».

Олег Кусов: Вы сказали, что этот опрос в какой-то степени отражает общественное настроение, а результаты опросов как-то влияют на формирование предпочтений избирателей? Есть обратная связь, на ваш взгляд?

Натела Сахокия: Вы знаете, может быть, на предпочтения не влияют, но на надежду, на настроения – точно влияют. Когда американские институты дают результаты, что «Мечту» поддерживают только, скажем, 18% или 10%, то в обществе чувствуется какое-то разочарование. Разочарование в том, что это заказанные результаты, и Америка хочет оставить «Национальное движение». Понимаете? Вот такие настроения. На настроения влияют, но на предпочтения – вряд ли.

Олег Кусов: Ну, что ж, впереди еще два месяца, я думаю, что за это время еще много опросов будет проведено.

Натела Сахокия: Да. Хочу сказать, что по этим опросам в регионах лидирует «Национальное движение», а в больших городах лидирует «Грузинская мечта». И это напрямую связано с тем, что в регионах работают только так называемые национальные телеканалы. В регионах нет телевидения, где человек может услышать оппозиционное или альтернативное мнение. И вот эта ожесточенная борьба правительства за то, чтобы в регионах не было информации, доказывает то, что этот информационный вакуум очень сильно влияет на настроения, на предпочтения людей. У нас даже шутят, что есть две Грузии: Грузия, которую показывают по телевизору, и Грузия, которая в реальности. Например, в одном регионе, где у меня родственники, говорят: у нас плохо, но где-то в других местах так хорошо, что, наверное, и до нас тоже дойдет.

Олег Кусов: Давайте вот на этой шутке и завершим наш сегодняшний разговор. Наверное, в каждом социологическом исследовании есть определенная доля и правды, и неправды. Все это мы узнает только через два месяца на парламентских выборах в Грузии.

Натела Сахокия: Да. Главное, чтобы они были справедливыми. Это самое главное.