События могут повториться

По словам эксперта, на данном этапе Грузия должна учитывать тот факт, что угроза осуществления прямой агрессии со стороны Российской Федерации вновь существует

ПРАГА---Мы продолжаем тему августовской войны, и у нас сейчас на линии прямой связи из Тбилиси политолог Ника Читадзе.

Кети Бочоришвили:
Прошло четыре года со времени окончания войны. По-вашему, какие все-таки уроки она преподала? И ваши взгляды на итоги этих событий с годами меняются?

Ника Читадзе: В первую очередь, конечно же, нужно отметить тот факт, что до августа 2008 года Россия всячески старалась играть роль миротворца, играть роль медиатора; якобы она была заинтересована в урегулировании конфликта и т.д. и т.п. Хотя мы очень хорошо знаем, что начиная с 1991 года по 2008 год Россия осуществляла косвенную агрессию против Грузии, поддерживая сепаратистские режимы как на территории Абхазии, Абхазской автономной республики, так и на территории бывшей Юго-осетинской автономной области. А в августе 2008 года Россия уже показала себя так явно, что все прогрессивно мыслящее мировое демократическое сообщество очень хорошо осознало тот факт, что Россия является оккупантом; что ни о какой миротворческой миссии России здесь не может быть и речи; что Россия является оккупантом, совершая прямую агрессию против суверенного государства, 20% территории которого исторически это два региона Грузии. Это один вопрос. И второй вопрос. Что касается уроков, то после этой агрессии, я думаю, Запад должен понять, что из себя представляет Россия на мировой арене. Здесь не только идет речь об оккупации Грузии, здесь идет речь о поддержке режима Башара Асада, и, соответственно, о не поддержке принятия резолюции Совбеза ООН насчет Сирии, или поддержке ядерной политики Ирана и т.д. и.т.п.

Your browser doesn’t support HTML5

Слушать



Кети Бочоришвили: Ника, я все-таки хотела узнать у вас, какие уроки она преподала Грузии. Ну, ясно, какие уроки преподали России, и извлекла она из них что-то или нет, это другой вопрос. А мне интересно, какие уроки грузинское государство извлекло из этого?

Ника Читадзе


Ника Читадзе: Что касается уроков для грузинского государства, здесь можно сказать о том, что на данном этапе Грузия должна учитывать тот факт, что угроза осуществления прямой агрессии со стороны Российской Федерации вновь существует, и соответственно, Грузия в этом случае приняла новые документы, например, Концепцию национальной безопасности Грузии, где говорится о том, что существует еще одна угроза со стороны России.

Кети Бочоришвили: Как раз об этом я хотела вас спросить. Значит, вы считаете, что угроза существует, что эти события могут повториться. Но многие ваши коллеги, так же как и многие политики в Грузии, считают, что определенные силы заинтересованы в Грузии в том, чтобы, как это не страшно говорить, в той или иной форме эти события повторились, в частности, чтобы остудить накал предвыборных страстей. Вы поняли мой вопрос?

Ника Читадзе: Я понял ваш вопрос, и я хотел бы сказать по поводу политических сил, политиков и уроков следующее. Я думаю, что грузинское общество осознало, кто в этом случае является настоящим патриотом Грузии, потому что, я думаю, те люди, которые ставят свои политические амбиции выше государственных интересов и говорят о том, что якобы Грузия начала войну... Как интересно! Маленькая Грузия начинает войну против государства, которое в 246 раз превышает территорию Грузии, против ядерного государства, постоянного члена Совбеза ООН и т.д. и т.п. Я думаю, здесь, например, очень хорошо видно, кто именно в этом случае заинтересован в укреплении суверенитета Грузии, а кто нет. Реальность такова. Так что, когда кто-то хочет обвинить власти Грузии в том, что якобы власти Грузии пытаются накалить страсти, то это не власти Грузии, это те люди, которые...

Кети Бочоришвили: Да, но с другой стороны, Ника, простите, я хочу вас перебить. Но политика грузинского государства практически нейтрализует эти народности, она опирается на политику непризнания. И как можно, с одной стороны, призывать к сближению, а с другой – называть их куклами?

Ника Читадзе: Нет, их называют не куклами, а марионетками...

Кети Бочоришвили: Да, но народ создал государство.

Ника Читадзе: Нет, народ никакое государство там не создавал. Там никакого государства не существует.

Кети Бочоришвили: Я с их позиции у вас спрашиваю. Они так считают.

Ника Читадзе: Усама бин Ладен тоже считал себя народным освободителем, или, например, Брейвик себя тоже считает народным героем. Но это их позиция. Я говорю о позиции не народа, я говорю о том, что реально. Кто-то в России считает, что они спасали от геноцида осетинский народ. Это многие могут говорить. Я говорю о реальности с позиции международного права. Существуют принципы международного права, существует Резолюция Генассамблеи ООН от 1974 года, где определяются принципы прямой и косвенной агрессии и т.д. и т.п. Принцип суверенного равенства государств, принцип нерушения границ в рамках ОБСЕ или ООН и т.д. и.т.п. Так что здесь можно говорить, что, наоборот, грузинское руководство и народ Грузии, конечно же, уважают традиции как осетинского, так и абхазского народов. Что касается тех де-факто властей, то они, конечно же, в реальности являются марионетками. Потому что они служат в этом случае Российской Федерации.