Долгое возвращение в Зардианткари

Первыми в родное село рискнули приехать десять грузинских семей

ТБИЛИСИ---Спустя четыре года после вынужденного переселения жители села Зардианткари стали возвращаться в родные дома. В июле грузинские власти установили в этом селе полицейский пост, поскольку оно вплотную примыкает к административной югоосетинской границе. Жителям обещана безопасность, но цхинвальские власти сделали ряд жестких заявлений и посвятили этому вопросу несколько встреч в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них.

Возможность вернуться в родные дома жители Зардианткари получили совсем недавно, после того, как в центре села грузинская сторона установила полицейский пост. Первыми в родное село рискнули приехать 10 грузинских семей. Остальных соседство с территорией самопровозглашенной республики Южная Осетия все еще пугает.

Среди тех, кто уже обживается в родном селе, - Элене Габлишвили. О четырех годах, прожитых фактически на положении беженца, она вспоминает с горечью. Вернуться в родные дома, рассказывает женщина, жители села пытались еще в сентябре 2008 года, но безуспешно:

"3 сентября уже приехали в село. Тогда были все, кто его покинул. Какое-то время жили, вроде ситуация была спокойная. Но потом начали сжигать наши дома. Мы вновь вынуждены были бежать. Это был конец октября. Вернулись после того, как вошла полиция".

Your browser doesn’t support HTML5

Долгое возвращение в Зардианткари



Еще до возвращения в дома первых жителей в селе восстановили подачу электроэнергии. Саперы обследовали территорию. Вернувшиеся в Зардианткари говорят, что лучше будут жить в своих ограбленных домах, чем в неприспособленных для жизни беженских времянках:

"То, что я живу в своем доме, конечно, лучше. Пытаемся все потихоньку восстановить".

"Всегда предпочту свой дом, пусть даже разрушенный и сожженный".

В селе Зардианткари до августовской войны мирно сосуществовали грузины и осетины. Здесь было много смешанных семей. Все изменилось в 2008 году, когда в село вошли российские военные и осетинские вооруженные формирования.

38 грузинских семей вынуждены были бежать. В Зардианткари остались лишь осетины. Часть брошенных домов мародеры ограбили и сожгли. Людей, покинувших Зардианткари, власти Грузии расселили в горийских детских садах.

Представитель администрации соседнего села Мерети Васил Тевдорашвили утверждает, что находиться в Зардианткари сегодня уже безопасно:

"Потому что оно уже под контролем сотрудников наших правоохранительных органов. Возвращаются жители, дома которых в пригодном для проживания состоянии".

Грузинский полицейский пост в селе появился около двух месяцев назад. Это обеспокоило осетинское население. Полпред де-факто президента Южной Осетии Мурат Джиоев организовал встречу сопредседателей Женевских дискуссий с осетинскими жителями Зардианткари, которые якобы были вынуждены покинуть свои дома.

На встречах в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них осетинская делегация не раз заявляла о необходимости предоставления гарантий безопасности осетинскому населению. Представители Цхинвали также требовали перенести полицейский пост вглубь грузинской территории вплоть до села Мерети.

Грузинская сторона отказалась переносить пост, объяснив, что он необходим для обеспечения безопасных условий существования для всех жителей Зардианткари, а это, в свою очередь, будет содействовать возвращению грузинского населения в село.

Власти Грузии обещают, что здесь скоро появится водопровод с питьевой водой. Но не все жители села намерены уже сегодня вернуться домой. Например, Давид Тазиашвили, глава семьи, состоящей из восьми человек, рассказывает, что их дом разграблен, повреждена крыша. Жить в таких условиях его семья не может. Давид надеется на помощь властей.

"Крышу нужно поменять, лестницы починить, двери и окна сменить. Говорят, сделаем, но когда, не знаю. Потерял скот и много еще чего. Если не создадут нормальные условия, не знаю, что буду делать".

В детских садах Гори остаются 20 семей из Зардианткари. Все они нуждаются в помощи государства. Они требуют, чтобы им помогли встать на ноги после вынужденного бегства от опасности.