Березовский не стал богаче на $5,5 млрд

Высокий суд Лондона 31 августа отказал в удовлетворении иска Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. Длившийся четыре месяца сенсационный судебный процесс вызвал широкий международный резонанс.

Березовский требовал компенсации в размере 5,5 миллиарда долларов за то, что Абрамович, по его словам, заставил его с помощью шантажа продать значительно ниже рыночной стоимости акции принадлежавших ему российских компаний.

Борис Березовский подал иск в лондонский суд к Роману Абрамовичу еще в июне 2007 года, однако рассмотрение дела по существу началось в октябре 2011 года и завершилось в январе 2012-го. Суть иска сводилась к тому, что Роман Абрамович по наущению Владимира Путина с помощью шантажа и угроз заставил Березовского продать принадлежавшие ему акции компаний "Сибнефть", "Русал" и ОРТ по заниженной цене.

Your browser doesn’t support HTML5

Березовский не стал богаче на $5,5 млрд



Свой ущерб от их продажи Березовский оценил в 5,5 миллиарда долларов. Судебная битва олигархов превратилась в захватывающий спектакль, в котором была воссоздана красочная картина российского бандитского капитализма 90-х годов. Это была крупнейшая и самая дорогостоящая тяжба в истории британского правосудия – судебные издержки по ней могут составить около 150 миллионов долларов. Об уровне затрат на ведение судебной тяжбы с обеих сторон рассказывает Александр Гольдфарб, глава основанного Березовским Фонда гражданских свобод:

– Абрамович заплатил своему адвокату только по этому процессу 10 миллионов за четыре месяца работы. А ведь дело тянется уже четыре года, там было несколько заседаний, апелляций, обсуждения подсудности. С обеих сторон работают довольно мощные команды, штук 20 юристов с каждой стороны. А мы знаем, сколько в Лондоне берут – много берут. Думаю, что порядки правильные.

После завершения слушаний в январе этого года судья Элизабет Глостер взяла продолжительный "тайм аут", чтобы проанализировать дело и понять его чисто российские реалии, не укладывающиеся ни в английские представления о ведении бизнеса, ни в английские представления о деловой этике.

Поначалу британскому судье приходилось долго вникать в значение таких слов, как "крыша", "откат", "кинуть" и многие другие. Главное, судье было трудно представить, что деловые отношения между Березовским и Абрамовичем покоились не на юридических контрактах и нотариально заверенных обязательствах, а на устных договоренностях.

Березовский не смог предъявить суду ни одного документа, из которого бы явствовало, что Абрамович задолжал ему более пяти миллиардов долларов. Перекрёстный допрос Абрамовича в лондонском высоком суде продолжался девять дней. Бывший губернатор Чукотки настаивал, что у Березовского никогда не было акций "Сибнефти" и "Русала" и что он добровольно выплатил ему 2,5 миллиарда долларов вовсе не за акции, а за лоббирование его бизнеса в России, точнее, – за его крышевание.

В то время Борис Березовский пользовался значительным влиянием, у него были тесные связи с окружением президента Ельцина. По словам Абрамовича, он на протяжении многих лет оплачивал счета Березовского и выплатил ему огромную сумму за посреднические услуги.