Роковая ошибка Баку

Рамиль Сафаров

ПРАГА--БАКУ--ЕРЕВАН-- Президент Азербайджана Ильхам Алиев в пятницу помиловал офицера Рамиля Сафарова, экстрадированного из Венгрии, где он отбывал пожизненный срок заключения. 13 апреля 2006 года Будапештский суд признал старшего лейтенанта Сафарова виновным в убийстве армянского офицера Гургена Маркаряна. Оба проходили в венгерской столице курс английского языка в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». Сафаров мотивировал убийство тем, что Маркарян неоднократно прилюдно оскорблял память азербайджанцев, погибших в ходе карабахского конфликта, и нелестно высказывался о государственном флаге Азербайджана. Президент США Барак Обама выразил глубокую обеспокоенность в связи с решением о помиловании. А представитель Совета национальной безопасности США Томми Витор сообщил, что Обама считает принятое решение противоречащим политике разрядки напряженности в отношениях между Баку и Ереваном. Я спросил у азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, чем было продиктовано такое демонстративное решение Ильхама Алиева?

Зардушт Ализаде: Ну, он, во-первых, ни во что не ставит общественное мнение, для него сейчас самое важное, чтобы он стал, так сказать, в глазах обывателя героем. Ему предстоит через год избираться. И ему нужно обязательно создать имитацию того, что он в вопросе Карабаха очень решительно настроен и что-то должен делать. А он ничего не может делать, и вопрос не решается уже около двадцати лет. Десять лет папенька нам пел песню о скором решении, уже два срока сын поет, и сейчас пойдет на третий срок. Поэтому ему нужно что-то делать. Вот сублимация: вместо решения карабахской проблемы – освобождение Рамиля Сафарова. Пожалуйста, все в восторге, обыватель торжествует. Если проследить по азербайджанскому Фейсбуку, там свыше четырех тысяч сообщений пришло, радостные все, все поздравляют. С самого начала это известие было преподнесено азербайджанской пропагандой позитивно: Рамиль Сафаров совершил мужественный поступок, убил врага и т.п. Тогда же объявили о том, что нужно ему найти хорошего адвоката, объявили сбор средств, его фотографии были в машинах, в парикмахерских, в сапожных мастерских, в магазинах. Теперь сообщили о том, что его экстрадировали и Ильхам Алиев немедленно его помиловал, а министр обороны повысил в звании с лейтенанта до майора, и оставил в армии.

Your browser doesn’t support HTML5

Роковая ошибка Баку



Я так полагаю, что советники президента оказались никудышными. Эти действия абсолютно не служат делу мирного разрешения карабахской проблемы. Военному разрешению – да, служат, но мы-то знаем, какая ситуация у нас в армии. О военном решении проблемы и речи быть не может с такой армией, с таким министром обороны и с таким офицерским корпусом. К сожалению, президент такое решение принял и добился реакции высших политических кругов Соединенных Штатов Америки. Я не думаю, что из-за этого какие-то серьезные внешнеполитические силы задумаются о том, следует ли продолжать поддерживать клан Алиевых во власти. У него серьезных, так сказать, противников нет. Нет таких серьезных сил, которые бы желали его ухода. Я вам скажу, что вот это решение о помиловании Рамиля Сафарова без соблюдения всяческих приличий – ну, хотя бы некоторое время дали посидеть, - это просто показатель правового нигилизма и во властных кругах, и среди населения Азербайджана. Хотя, возмущение армянской стороны тем, что преступника освободили, непонятно. Это говорит страна, которая совершила большие преступления, развязала агрессию, оккупировала землю и сделала беженцами более полумиллиона человек, стала причиной смерти двадцати тысяч... То есть страна, которая совершила большие преступления, возмущается тому, что совершено меньшее преступление. Но в любом случае убийство даже одного человека – это недопустимо, и Рамиль Сафаров, конечно же, преступник. Но те же Серж Саркисян и Роберт Кочарян, которые сейчас строят из себя возмущенных людей, совершили не меньшие преступления.

Армения приостановила дипломатические отношения с Венгрией после того, как Будапешт выдал Азербайджану Рамиля Сафарова, убившего Гургена Маркаряна, а помилование Сафарова послужило поводом для жестких высказываний в Армении. Однако большинство экспертов высказываются за продолжение переговоров по мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. О возможном влиянии событий на переговорный процесс размышляет политолог Рубен Меграбян.

Рубен Меграбян: Представляется очевидным, что произошедшее крайне негативно повлияет на атмосферу переговорного процесса, и это содержит в себе большой и опасный потенциал нагнетания напряженности. Уверен, что азербайджанская сторона совершила большую, и могу сказать, роковую ошибку. Этим шагом официальный Баку доказал, что все разговоры о готовности обеспечить равные права армянам, самую широкую автономию Карабаху и прочее, все, на чем держится позиция азербайджанской дипломатии и ее заверения в приверженности мирному урегулированию, мирному сосуществованию с армянами в рамках азербайджанского государства, нереализуемы и принципиально невозможны ни в какой форме. Реакция мирового сообщества, мирового общественного мнения достаточно жесткая. И я полагаю, что давление на Азербайджан многократно усилится, чем было до сих пор. Свидетельством тому эти жесткие заявления со стороны и Белого дома, и Госдепартамента Соединенных Штатов, отдельных известных конгрессменов, последовавшие буквально через считанные часы после указа о помиловании. Пока Европейский союз не отреагировал, но, думаю, реакция будет в том же, так сказать, градусе неприятия. Дипломатический демарш армянского МИДа, я думаю, все-таки оправдан. Венгрия, руководство Венгрии, будучи страной-членом НАТО и Европейского союза, дискредитировало себя не только в глазах собственных избирателей, но и в глазах своих союзников. Ибо этот инцидент имел место во время мероприятия НАТО в Будапеште в рамках программы «Партнерство во имя мира». Во-первых, я все-таки думаю, что венгерские власти сделают выводы и извинятся за случившееся. Во-вторых, я разделаю мнение наших юристов, которые уже высказывались в прессе, что Сафаров должен быть объявлен в международный розыск и отдан в руки правосудию, и только после этого можно говорить о возможности восстановления отношений в полном объеме.