Анзор Агумаа – "прервалась связь времен"

9 сентября ушел из жизни Анзор Агумаа

9 сентября ушел из жизни Анзор Агумаа. В прошлом году он был назначен начальником абхазского Управления по охране историко-культурного наследия, в котором работал с 1989 года. Он обладал энциклопедическими знаниями о местной истории, архитектуре, археологии, написал три монографии, множество научных статей и более 100 статей в "Абхазской энциклопедии".

Анзор Агумаа, весть о скоропостижной смерти которого моментально распространилась в абхазском обществе утром в воскресенье 9 сентября, был из тех людей, которые запоминаются "лица необщим выраженьем". Начиная с внешнего вида. В какой-то период жизни Анзор Семенович со своими неизменными усами и бородой стал удивительно походить на последнего российского императора Николая II. Не знаю, может быть, поэтому он одно время категорически не хотел фотографироваться для прессы. В конце концов, настойчивый представитель одного из сухумских периодических изданий ухитрился снять его "скрытой камерой", но качество появившегося затем в печати фотопортрета, сопровождавшего интервью, оставляло желать лучшего.

Главное же – Анзор Агумаа был настолько увлеченным краеведом, исследователем истории, погруженным в старину, что иногда мне казалось, будто он выпадает из течения нашей современной жизни, будто ходит по улицам Сухума начала прошлого века – Кулебякинской, Романовской, Михайловской набережной – и только что беседовал с обитателями того города…

Your browser doesn’t support HTML5

Анзор Агумаа – "прервалась связь времен"



Запомнился эпизод: в ноябре 1993-го мы сидим небольшой компанией в квартире сухумского журналиста Сергея Арутюнова, а в соседней комнате Анзор Агумаа перебирает бумаги, большой горкой лежащие прямо на полу, и не может от них оторваться: это его личный архив, который Сергей сумел спасти во время грузино-абхазской войны и в котором было много исторических документов. Кто-то из нас позвал его, но другой участник компании откликнулся: "Оставь его, сейчас он уже не с нами, а в другой эпохе".

Я мысленно называл его "ходячим путеводителем по историческим местам". Не было, наверное, в столице Абхазии ни одной улицы, ни одного здания, об истории которых он не мог бы обстоятельно рассказать. Вот типичный эпизод. Пару лет назад понадобилось мне для одной публикации уточнить, где в двадцатые годы прошлого века находился Сухумский рынок. Ну, кому еще звонить, как не уникальному знатоку старого Сухума Анзору Агумаа? И вот выслушиваю по телефону целую лекцию, краткую, но очень емкую: о том, что до 1908 года рынок в нашем городе находился на месте нынешнего Парка боевой славы, а потом, после пожара, был временно перенесен на место у здания почтамта, где теперь сквер, да так и оставался там до середины века. И все это с такими мельчайшими деталями, будто был он очевидцем всех описываемых событий…

Летом прошлого года мы с Анзором много общались во время похорон его предшественника на посту начальника республиканского Управления охраны историко-культурного наследия, моего родственника, человека прекрасной души Демура Семеновича Бжания. Кто мог тогда подумать, что и Анзору Семеновичу уготована столь же короткая жизнь! Даже еще короче: он умер от сердечной недостаточности на пятьдесят пятом ее году…

Вот что написала на сайте "Аиааира" в день его кончины интернет-пользователь Шазина Агрба: "На днях Анзор Агумаа сообщил печальную новость о том, что сгорело очередное здание – памятник архитектуры Сухума, а сегодня сообщили, что он скоропостижно скончался. Не знаю медицинскую причину его смерти, но знаю, как он болезненно переживал за каждый памятник, сколько сил отдавал для сохранения свидетельств былой красоты и культуры. Сгорают не только здания, сгорают и те, кто понимают катастрофическую степень потерь. Он понимал, переживал и всей душой горевал. Теперь горюем о нем, невосполнимая потеря".

Он был большим тружеником, светлой личностью, очень благожелательным в общении и в то же время принципиальным человеком. У него остались жена Тая Алания, дети, внучки. А еще остались его книги, исследования, публикации в периодике… А сколько осталось неопубликованным – ведь Анзор ушел в расцвете творческих сил.

"Прервалась связь времен" – так можно сказать об этом скорбном событии, которое лишило всех нас поистине незаменимого человека, бывшего словно мостиком между нашим и вековой давности временем, предыдущими поколениями, жившими на земле Абхазии.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия