Почему Ереван не признает Карабах?

По словам эксперта, непризнание Ереваном Нагорного Карабаха оставляет путь для продолжения переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном

ПРАГА---Вчера в столице Армении прошел митинг с требованием включить Нагорный Карабах в состав Армении. В митинге приняли участия около ста человек. О карабахской проблеме, взаимоотношениях Армении с Азербайджаном и Турцией я поговорил с ереванским политологом, руководителем аналитического Центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степаном Григоряном.

Олег Кусов:
Степан, прежде в Ереване ведь говорили о признании Нагорного Карабаха, но этот вопрос не поддерживался ни в парламенте, ни в правительстве, но вот на митинге теперь говорят о воссоединении Нагорного Карабаха и Армении. Насколько сильны такие настроения сегодня в армянском обществе?

Your browser doesn’t support HTML5

Слушать



Степан Григорян: Митинг, который вчера состоялся, был очень маленьким. У меня нет впечатления, что идея объединения Карабаха с Арменией сейчас имеет большое число сторонников в политической элите Армении. Более популярна идея признания независимости Карабаха. И, как вы знаете, после событий 31 августа, когда Рамиль Сафаров, убивший армянского офицера восемь лет назад, был в Баку амнистирован, освобожден после экстрадиции из Венгрии, конечно, настроения в Армении стали очень серьезными, обеспокоенными. То есть идея, например, признания независимости приобрела достаточно большое число сторонников. Но идея присоединения к Армении все равно осталась как бы на втором плане. Правда, надо честно признать, мне кажется, то, что неделю назад на внеочередном заседании парламента Армении, когда обсуждался вопрос экстрадиции Сафарова и вообще весь этот комплекс вопросов, связанных с Карабахом, в заявлении не было признания Нагорного Карабаха, это важно и положительно. Почему? Потому что остается все-таки путь для продолжения переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном в рамках Минского процесса. То есть настроения по признанию независимости Карабаха усилились, но не настолько, чтобы уже парламент признал независимость Нагорного Карабаха. Правда, парламент Армении в своем заявлении, в третьем пункте выдвигает серьезное требование по восстановлению переговорного процесса в Минской группе. Эти события с Сафаровым показывают, что армянам Нагорного Карабаха не может быть обеспечена физическая безопасность в составе Азербайджана. Поэтому вариант, когда будет вертикальное подчинение, должен быть из переговорного процесса исключен.

Олег Кусов: 13 сентября в Азербайджане прошли официальные переговоры между президентами Азербайджана и Турции. Если говорить об отношениях между Анкарой и Ереваном, процесс сближения продолжается, или он тоже сейчас находится в несколько замороженном состоянии?

Степан Григорян: Уже минимум год он находится полностью в замороженном состоянии. Как вы знаете, в 2009 году были подписаны два армяно-турецких протокола об установлении дипломатических отношений, начале серьезного взаимодействия. Но Турция не ратифицировала эти протоколы. Поэтому Турция не решилась последний шаг сделать. Сам процесс был динамичным, позитивным. Но я думаю, что много других факторов сыграло роль, и в том числе азербайджанский фактор. Потому что Азербайджан и сейчас категорически против нормализации армяно-турецких отношений. Это привело к тому, что сегодня отношения между странами в замороженное состояние. Позиция Турции по Карабаху, по другим южно-кавказским проблемам фактически сейчас для мирового сообщества никакой роли не играет. Почему? Потому что Турция субъективна в том процессе, она односторонне поддерживает во всех этих вопросах сторону Азербайджана. Ну, а тогда ни США, ни Россия, ни международные организации не могут серьезно принять позицию Турции по этим вопросам.