"Система потерпела крах"

О том, что в пенитенциарной системе не все в порядке, говорили не только правозащитники, но и дипломаты

"Система потерпела крах" – так охарактеризовал Михаил Саакашвили положение в системе исполнения наказаний в Грузии. Распространенные в интернете видеокадры пыток и избиений заключенных Глданской тюрьмы №8 уже стали причиной увольнений в Министерстве пробации.

Куда смотрела прокуратура? Этот вопрос президент суровым тоном задал на совещании министров в своем кабинете. Ответа на него Саакашвили не дождался и просто ознакомил присутствовавших со своими решениями. Решения радикальные: тотальная чистка всего аппарата Министерства по исполнению наказаний:

"Вводите туда патруль. Я знаю, что это не совсем их функция, но ситуация чрезвычайная. Это мера временная, пока мы все там не переустроим, не изменим фундаментально. Все должно поменяться: не только режим, но и все остальное вплоть до душевых и постельного белья".

Свою должность в среду утром покинула министр по исполнению наказаний Хатуна Калмахелидзе, которой тоже досталось от президента на орехи. Грузинская исправительная сфера потерпела системный крах, признал глава государства, добавив, что это в своих интересах используют и политические противники правящей партии. Десять человек уже задержаны по этому делу, кадры задержания весь день в новостных программах грузинских телеканалов. Еще с десяток людей под подозрением, говорит прокуратура. Саакашвили обещает добраться до всех – исполнителей и заказчиков дела:

"Все, кто это совершил, все, кто это допустил, будут строжайше, я повторяю, строжайше наказаны. Полиция уже задержала большинство тех, кто этим занимался, и все остальные тоже вскоре предстанут перед законом".

Your browser doesn’t support HTML5

"Система потерпела крах"



Ну а пока ищут виноватых, в Тбилиси продолжаются многотысячные акции протеста, а в самих тюрьмах перестановки. На пост исполняющего обязанности главы исправительной системы назначен Георгий Лорткипанидзе, ранее занимавший пост замминистра МВД. Курировать "зачистку" президент поручил премьеру Вано Мерабишвили с напутствием – чтобы получилось не хуже, чем при реформе грузинской полиции. "Систему никто не должен узнать", – заявил президент, при этом установив жесткие сроки: операция должна быть завершена в ближайшие дни.

Смогут ли власти изменить годами устоявшуюся практику, сложившуюся в пенитенциарной системе? Эксперты и политики выражают сомнение. Громче всех, конечно, выражают недоверие прямые конкуренты правящей партии. Бидзина Иванишвили сразу же откликнулся на скандал в грузинской тюрьме:

"Да, я знал, что во власти у нас насильники. Они применяют насилие не только к заключенным, но и ко всем жителям Грузии. Власть нанимает на работу таких людей, которые могут выполнять заказы, подобные этому. Вы же понимаете, что людей, способных на такое, не так много – этого нормальный здоровый человек делать не станет".

Одним из главных требований митингующих и оппозиции остается отставка главы МВД Грузии Бачо Ахалая – именно его считают "отцом" жесточайшей системы наказаний в тюрьмах, которую он создал еще в самом начале деятельности нового грузинского правительства. О том, что Ахалая использует пытки, писали не только правозащитники из международных организаций, но даже дипломаты.

Однако одной перестановкой министров делу не поможешь, уверена Манана Начкебия, один из лидеров оппозиционной партии "Новые правые". Начкебия считает, что "заказчиком" подобного обращения с заключенными были люди из высшего руководящего звена – они сознательно вводили пытки как инструмент запугивания и контроля:

"Только сбалансированный и многопартийный парламент и правительство могут справиться с такими ситуациями. Во власти ничто не должно быть обустроено по воле одного лишь человека. Тогда и будут работать правозащитные механизмы, в том числе и в парламенте".

Возвращаясь к вопросу Михаила Саакашвили: "а куда смотрела прокуратура", стоит напомнить, что о необходимости провести надлежащее расследование случаев насилия в тюрьмах уже два года твердит Народный защитник Грузии Георгий Тугуши. Требовал он и отставки министра по исполнению наказаний Хатуны Калмахелидзе. Глава Совбеза Грузии Гига Бокерия, говоря с грузинскими журналистами сегодня, признался: власти не прислушались к сигналам правозащитников.

Прислушаться просил и депутат Дмитрий Лорткипанидзе – член Комитета по правам человека. Последний раз Лорткипанидзе побывал в тюрьмах с визитом в 2009 году, после этого разрешений на посещение исправительных учреждений он получить уже не смог. Ответственные за мониторинг пенитенциарной системы депутаты правящей партий не утруждают себя выездами на места, говорит он:

"Еще в 2010 году мы требовали отставки Хатуны Калмахелидзе. Тогда в тюрьмах погибло 142 заключенных, у многих из которых были следы физического воздействия на теле. Тогда нам – оппозиционным партиям – этого не удалось добиться. Сейчас дело даже не в Калмахелидзе, необходимо менять весь правящий режим".

На улицах Тбилиси и других грузинских городов по-прежнему дежурят тысячи людей. Аналитики оценивают произошедшее как колоссальный удар по рейтингу "Национального движения", которым не замедлили воспользоваться их конкуренты. Сможет ли правящая партия исправить положение сейчас, когда до выборов остается менее двух недель? Мало кто из экспертов готово взять на себя риск определенно ответить на этот вопрос.