Тюремный скандал: аресты продолжаются

У заключенных появилась надежда, что их дела будут расследованы повторно

Генпрокуратура Грузии задержала четверых сотрудников Кутаисской тюрьмы №2. Они обвиняются в пытках и бесчеловечном обращении с заключенными. Однако заключенные из разных грузинских тюрем продолжают называть все новые имена своих мучителей, а правозащитники утверждают, что ситуация в местах заключения особенно не изменилась, разве что перестали применяться пытки.

После задержания директора, руководителя режима, двух инспекторов смены 2-й Кутаисской тюрьмы общее число арестованных в Грузии сотрудников пенитенциарных учреждений составило 16 человек. Как заявил сегодня прокурор Шота Ткешелашвили, задержанным предъявлено обвинение по статье 144-1 УК Грузии – применение пыток

Вместе с тем от заключенных продолжают поступать заявления, в которых подробно описываются противозаконные действия сотрудников тюрем.

На основании одного из этих заявлений – заключенного Олега Рамишвили – Ассоциация молодых юристов требует от прокуратуры начать независимое и объективное расследование смерти экс-полковника разведки Серго Тетрадзе. Заявление ставит под сомнение официальную версию, согласно которой он умер от сердечного приступа.

Your browser doesn’t support HTML5

Тюремный скандал: аресты продолжаются



Как говорит юрист Центра по правам человека, много заявлений было подано заключенными Глданской тюрьмы №8 и Ксанского учреждения №15. В них названы конкретные лица, пытавшие заключенных.

Нино Андриашвили, которая в течение последних дней активно встречается с заключенными, говорит, что сейчас ситуация изменилась, насилие прекратилось. У отбывающих наказание появилась надежда, что прокуратура повторно расследует их дела. Хотя страх из тюрем все еще не выветрился:

"Некоторым заключенным (речь идет о 8-й Глданской и 17-й Руставской тюрьмах) угрожали, что после выборов давление продолжится... Мучения, которые арестованным приходилось терпеть из-за тяжелых заболеваний и неадекватного лечения, продолжаются и сегодня. В этом плане в пенитенциарной системе изменений нет".

По словам Андриашвили, не выполняется и приказ нового министра по исполнению наказаний: тяжелобольных заключенных, лечение которых в пределах тюремных больниц невозможно, перевести в гражданские. Адвокат утверждает, что ее тяжелобольных подзащитных вывезли за пределы тюрьмы лишь на обследование, после чего снова вернули в камеры.

Отсутствие адекватного медицинского обслуживания в пенитенциарной системе называет главной проблемой и глава департамента мониторинга и предотвращения пыток при аппарате Народного защитника Натия Имнадзе. В то же время она отмечает, что для решения этой проблемы нужно время:

"В течение последних лет эти люди оставались без присмотра. Очень много тяжелобольных, которым нужно серьезное лечение. Это главная проблема. За этим следует проблема бытовых условий, что полностью игнорировалось в прошлом администрацией тюрем и сотрудниками Министерства по исполнению наказаний в целом: например, отсутствие предметов гигиены, телевизора".

Имнадзе также говорит, что заключенные до сих пор не получают прессу. А те места заключения, в которых не было телевизора, так и остаются без них.

Что касается тех сотрудников тюрем, которые угрожали заключенным, то, по словам Имнадзе, все те, на кого было указано, уже арестованы.

Пока неизвестно, кто войдет в группу по расследованиям фактов насилия в тюрьмах. С этой инициативой новый министр по исполнению наказаний Георгий Тугуши выступил 25 сентября. Неизвестно и то, когда будет создан Общественный совет, который также будет наблюдать за ситуацией в тюрьмах.

Зато министр уже ответил на инициативу главы Грузинской православной церкви по поводу создания в тюрьмах института капелланов:

"Я ознакомился с заявлением Католикоса-Патриарха. Мы рассматриваем его и очень скоро объявим, что будет предпринято в ответ на предложение Его Святейшества Илии Второго. Для нас очень важны все заявления и предложения, которые исходят от Патриарха".

Вместе с тем Патриарх выступил с инициативой дать возможность заключенным, страдающим тяжелыми заболеваниями, лечиться дома.