Мусхелишвили: "Национальное движение" может возродиться

Марина Мусхелишвили

ПРАГА---Продолжаем тему в прямом эфире. У нас на связи из Тбилиси политолог Марина Мусхелишвили.

- Марина, мы специально вас подключили пораньше, чтобы вы послушали нашу рубрику "Голоса", что говорят люди. Мы прослушали мнения жителей Тбилиси по поводу того, нужно ли сейчас начинать судебное преследование представителей предыдущей властной команды, которые нарушили закон. Я могу сказать, что такого мнения, как "Не стоит ворошить ради спокойствия страны" и т.д., наш корреспондент ни от кого не услышал. Как вы вообще оцениваете уровень агрессии по отношению к предыдущей власти в сегодняшнем грузинском обществе?


- Я бы не сказала, что это мнение можно охарактеризовать как агрессию. Скорее, это страх того, что эта политическая сила, эта политическая партия может в недалеком будущем вернуться к власти. "Национальное движение" пытается позиционировать себя как легитимную оппозицию, сохраняя при этом большие рычаги власти – президент, судебная система, телевидение, местное самоуправление. Вовсе далеко не все рычаги власти теперь находятся в руках победившей "Грузинской мечты". Используя эти рычаги власти, плюс саботируя исполнение тех обещаний, которые дала "Грузинская мечта", "Национальное движение" довольно скоро может добиться того, что рейтинг правящей партии упадет. В данной ситуации вовсе нельзя исключать того, что, если "Грузинская мечта" оставит за "Национальным движением" статус легитимной оппозиции, они на этом сильно проиграют, и, возможно, тот режим, против которого голосовало население, может вернуться и возродиться в новом виде.

- Марина, простите, пожалуйста, но все-таки "Национальное движение" поддерживает более 40% избирателей – это очень много.

- Извините, я с вами не согласна. Во-первых, эти 40% держатся в значительной степени на том качестве выборов, которое было на этих выборах. Во-вторых, эти 40% неравномерно распределены по Грузии. В больших городах со значительным перевесом выиграла "Грузинская мечта". Именно этот вопрос и стоит сейчас в грузинской политике: является ли "Национальное движение" легитимной оппозицией, или они представляют недемократический, и в значительной степени криминальный режим, и для того, чтобы систему сменить, как того и требовало население, следует поставить точку и разобраться, что было с предыдущим режимом. В чем были нарушения?

- Правильно ли я вас понимаю, что бояться такого серьезного раскола общества на две партии, в принципе, не стоит. То есть вы не видите такой перспективы?

- Я не вижу, я считаю, что речь идет о наказании небольшого числа лидеров, которые ответственны за конкретные правонарушения, при том, что все остальное общество продолжало бы, так сказать, жить активной политической жизнью на основе главенства закона. Вот об этом идет речь, а не об агрессии к рядовым членам "Национального движения".

- Марина, последний вопрос, собственно, о политиках. Сегодня много говорится о том, что нужно найти какую-то конструктивную платформу, об этом говорят и в "Национальном движении", и в "Грузинской мечте". Вообще, в политической среде, среди политиков этих партий, как вы считаете, кто более расположен к компромиссу, какая из этих политических сил?

- Я не думаю, что сегодня можно говорить о компромиссе. Переходный период еще только начинается, конфигурация власти, которая сложится к концу этого периода, еще далеко не ясна. А с этими выборами процесс только начинается, а не закончен. Это начало довольно сложного периода. Давайте подождем и посмотрим, какое будет развитие событий.