Милость к падшим

Общество желает расправы над «Национальным движением», но гражданское общество и сами власти не должны допустить этого, говорит адвокат

ПРАГА---Возвращаемся ко внутриполитической ситуации в Грузии.

Андрей Бабицкий: У нас на линии прямого эфира из Тбилиси адвокат Гела Николаишвили. Гела, у меня к вам такой вопрос: вы знаете, наверное, известное античное выражение – «Горе побежденным». Оно очень хорошо характеризует, как мне кажется, нынешнюю ситуацию в Грузии: с каждым днем все отчетливей и все громче звучат призывы привлечь к ответственности представителей прежней власти, и это неудивительно на фоне нарастающей как снежный ком информации о преступлениях, об отъеме бизнеса, о насилии, использовавшимися чиновниками и представителями бизнеса, которые были близки к властям. Скажите, нет ли у вас ощущения, что такой, скажем так, тренд может поднять массы на гонение тех людей, которые еще вчера были у кормила страны?

Гела Николаишвили: Я думаю, что такая опасность теоретически, конечно, существует, но если учесть позицию новых властей, главную позицию гражданского общества, я думаю, что на практике опасность вряд ли может осуществиться. Потому что, действительно, очень много таких фактов, которые...

Андрей Бабицкий: Подождите, Гела, извините, я вас прерву. Вы думаете, что новые власти, которые заявляют, что они не допустят преследований по политическим мотивам, займутся созданием механизмов для того, чтобы эти гонения не были возможны?

Гела Николаишвили: Я не только думаю, но я надеюсь, и я почти уверен, потому что так много надо исправить, так много конкретных политических дел, политических решений, судебных решений, я имею в виду, так много таких приговоров, которые к объективности никакого отношения не имеют. Я думаю, если эту справедливость не восстановить, то народ, который избрал новую власть, ее не поймет, и может настроиться против этой власти.

Андрей Бабицкий: Это вы о расследовании преступлений, которые были совершены, я понимаю. А как провести тонкую грань, которая отделяет желание добиться или восстановить справедливость от желания расправиться с тем, кто вчера принадлежал к этой власти, допустившей эту несправедливость? Ну, скажем, не ожидаете ли вы, что будут массовые увольнения по политическим мотивам?

Гела Николаишвили: Во всяком случае, пока представители новой власти только на словах – пока они к делу не приступили – заявляют, что они сами такого не допустят. Я думаю, что единственная гарантия, чтобы не допустить такие гонения, – это прозрачность, это именно то, что медиа сейчас почувствовала свободу, особенно представители телемедии, потому что печатная медиа у нас была более или менее свободной. Но телевидение, которое вещало на всю Грузию, все каналы, которые охватывали Грузию, как правило, имели только одну цель – пропагандистскую (как это было в коммунистическую эпоху), а не цель - информировать.

Андрей Бабицкий: Понятно. Скажите, вот судебная система, мне кажется, все-таки к ней вопросов гораздо больше. Она привыкла штамповать решения власти уходящей, и, наверное, она попытается точно так же быть лояльной к власти новой, и если даже не будет прямых распоряжений, она начнет угадывать, чего хочется тем, кто у власти.

Гела Николаишвили: К сожалению, когда человек сам несвободный и привык работать и действовать в таком состоянии, да, я согласен, что такие попытки будут со стороны судей. У них не отнять профессионализма, они довольно высокопрофессиональные. Просто они не могут работать в ситуации, когда им дают свободу выражения, свободу решения. Поэтому, я думаю, что постепенно такие судьи должны меняться, но одним махом это невозможно сделать. Просто постепенно новые власти должны дать им свободу, и никакого политического давления они не должны использовать, как они на словах заявляют. А это будет контролировать именно гражданское общество, на которое я смотрю оптимистически, потому что его большая заслуга в том, что так закончились выборы.

Андрей Бабицкий: Гела, у нас с вами остается буквально 20 секунд. А у меня есть очень важный вопрос. По возможности коротко ответьте одной-двумя фразами. У вас нет ощущения, что само грузинское общество желает расправы над «Национальным движением»?

Гела Николаишвили: Да, толпа всегда этого желает, но, опять-таки, я говорю, что гражданское общество и плюс сами власти не должны допустить этого. И я думаю, что мы сможем этого не допустить.