Не по принципу профессионализма

Заседание правительства Грузии

ПРАГА---Продолжаем тему нового правительства в прямом эфире. У нас на линии прямой телефонной связи из Тбилиси политолог Каха Кахишвили.

Дэмис Поландов:
Каха, сегодня моя коллега Кети Бочоришвили смотрела телепередачу, в которой вы комментировали состав нового правительства. В частности, вы сказали, что у представителей "Национального движения" нет морального права критиковать "Грузинскую мечту" за назначения, учитывая кадровую политику предыдущих властей. Наверное, с вами по ряду примеров можно согласиться. Но у вас право критиковать новый кабинет есть, поэтому мой вопрос такой: какие назначения в новом правительстве вы бы назвали неудачными?

Каха Кахишвили: Честно говоря, я не сторонник того, чтобы на должности назначались только по политическому мотиву, то есть у нас в Грузии в течение правления Михаила Саакашвили и "Национального движения" вошло в обиход понятие, что первое лицо министерства, а также его заместители обязательно должны быть политическими фигурами. С чем я не согласен просто по одной причине: я считаю до сих пор, что Грузия еще не так развила свою демократическую структуру, чтобы возможен был приход политического министра, а также этот приход исключал бы всякую возможность, чтобы министерство было политизировано. То есть еще система демократическая не настолько сильна, чтобы не система зависела бы от конкретного политика, а политик зависел бы от конкретной системы. Если говорить о примере Министерства обороны, то там понятно – министр является политическим лицом, но одновременно главнокомандующим войсками является президент, а также начальник Генштаба назначается президентом, так что здесь функции разграничены. Но в других министерствах и ведомствах министр, опять-таки, является политическим лицом, он назначает все кадры, и, конечно же, возникает вопрос, насколько его назначения не политизированы.

Your browser doesn’t support HTML5

Не по принципу профессионализма



Дэмис Поландов: Каха, давайте возьмем новое правительство. В этом правительстве вы видите людей, которые бы не представляли какую-то политическую силу, а которые просто были бы экспертами в какой-то области?

Каха Кахишвили


Каха Кахишвили: Да, я об этом и говорю, что новое правительство пошло по тому же пути, что и прежнее: назначило как первых лиц министерств и ведомств, так и (насколько я знаю, пока еще не подверженная информация) заместителей по политической конъюнктуре. Что, по-моему, неправильно, потому что у каждого сотрудника конкретного министерства и ведомства должен быть стимул для того, чтобы стать первым, вторым или третьим лицом в этом же министерстве. Все должно решаться по профессионализму. Очень трудно будет судить о работе министерства в том случае, если министр просто не знает компетенцию своего министерства. Сейчас в Грузии не то время, когда министр должен на посту министра учиться тому или иному методу правления, допустим, менеджменту какого-нибудь сектора. Поэтому я, конечно же, сторонник, чтобы больше назначались профессиональные кадры. На самом деле в данный момент я не могу просто судить по всему кабинету министров, потому что мне очень интересно, кто будет назначаться заместителями конкретных министров. Ну, допустим, что на данном этапе все-таки назначения первых лиц министерств и ведомств происходят по политическому признаку, но мне очень интересно, какие будут избраны кадры в заместители, в начальники департаментов, в начальники управлений. И если эти кадры будут назначаться по политическому признаку, а не по признаку профессионализма, конечно же, возникнет очень много вопросов. Это касается того же Министерства внутренних дел, потому что, в отличие от Министерства обороны, где министр обороны не может назначать начальника Генерального штаба, в Министерстве внутренних дел первое лицо представляет политическую коалицию, но на самом деле, он производит и назначения всей структуры, то есть он формирует политику министерства, что, с моей точки зрения, как юриста, конечно же, я думаю, неправильно. Но нам обещают конституционные поправки, где полномочия министра будут снижены.

Дэмис Поландов: Да, Каха, как раз сейчас у нас был материал на эту тему, по поводу конституционных поправок. Каха, я хотел бы вас спросить еще по одной конкретной кандидатуре, точнее, уже утвержденной, – о министре по делам беженцев Давиде Дарахвелидзе. По поводу этой кандидатуры в обществе был серьезный протест. Но, несмотря на просьбы НПО пересмотреть эту фигуру, он стал министром. Вам не кажется, что это является показателем того, что новая власть, как, впрочем, часто это делали и старые власти, не собирается особо прислушиваться к мнению общественности?

Каха Кахишвили: Меня настораживает тот факт, что при обсуждении кандидатов на посты министров и заместителей министров общественность никакой роли не играла, и не было связи с экспертами, допустим, в той или иной области при избрании кандидатов (я не имею в виду двух-трех экспертов, которые при этом активно участвовали). Конечно же, настораживает, но если про Дарахвелидзе, я его лично знаю, это человек очень мягкий, и, возможно, просто его слова были вырваны из контекста. Но мы же все прекрасно знаем, что говорить - это не значит на самом деле так делать. Человек вообще может не высказывать каких-то расистских идей, но в действиях это будет сказываться. Дарахвелидзе, конечно же, извинился перед общественностью. Он встречался с членами НПО, он извинился перед ними, и дал обещания, что такое не повторится. Будет хорошо, если избранное правительство создаст при каждом министерстве консультационный совет, в который будут входить, допустим, члены неправительственных организаций, эксперты в той или иной области, чтобы гражданское общество играло очень серьезную роль в утверждении и формировании политики министерства. Потому что в течение восьми лет мы имели такое правительство, которое полностью игнорировало мнение не только гражданского общества, но и большей части населения.