Гагик Авакян: "Грузинская сторона не пойдет на неприемлемые для нее компромиссы"

По словам Гагика Авакяна, Россия заинтересована в открытии этого железнодорожного сообщения

ПРАГА---Тему возможного восстановления железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию со стороны Грузии продолжит наш армянский собеседник, политолог, исполнительный директор армянского филиала "Научного общества кавказоведов" Гагик Авакян. С ним беседует Дэмис Поландов.

Дэмис Поландов:
Гагик, тему грузинского транзита для Армении мы не раз обсуждали, она очень важна. Но до прихода Бидзины Иванишвили к власти армянские эксперты, в частности, я помню, Александр Искандарян говорил в нашем эфире, что крайне маловероятно, что вопрос железнодорожного сообщения через Абхазию может быть положительно решен. Как вы считаете, сейчас что-то меняется в этом направлении?

Гагик Авакян: Я думаю, это касается только какой-то теоретической стороны, а практически вряд ли что-то изменится. Вопрос железнодорожного сообщения через Абхазию по своей остроте, по своим глубинным каким-то параметрам схож с так называемым Иерусалимским синдромом. Так что, я не думаю, что грузинская сторона во имя каких-то экономических взаимоотношений пойдет на неприемлемые для нее компромиссы. Железная дорога, действующая через Абхазию, с абхазскими таможенниками, с абхазскими пограничниками на пути пересечения состава, – это и есть какой-то элемент признания независимости Абхазии. Кстати, я не совсем уверен, что абхазская сторона тоже в восторге от этой перспективы, потому что открытие железнодорожных путей они связывают с возможным потоком переселенцев в Гагрский и другие районы Абхазии - грузинских переселенцев. Соответственно, они очень настороженно относятся к этой идее. Поэтому достаточно скептически отношусь к тому, что вопрос железной дороги будет решен без отрыва от кардинального решения вопроса как по Абхазии, так и по Южной Осетии.

Your browser doesn’t support HTML5

Слушать



Дэмис Поландов: А как вы считаете, Россия заинтересована в открытии этого железнодорожного сообщения? Потому что, если говорить о грузинской позиции по этому вопросу, то все-таки команда Бидзины Иванишвили шла с такой программой в отношении Абхазии и Южной Осетии, как "все, кроме признания", любые экономические контакты и т.д. Давайте поговорим о российской мотивации.

Гагик Авакян: Безусловно, Россия заинтересована в этой дороге, хотя бы потому, что снабжение военной базы, находящейся на территории Армении, достаточно ущербное. Если не использовать железную дорогу, перевозки авиатранспортом затратны и по некоторым габаритам просто невозможны.

Дэмис Поландов: Гагик, когда был открыт пропускной пункт "Казбеги - Верхний Ларс" и пошло какое-то сообщение с Арменией из России, это оказало существенное влияние на армянскую экономику?

Гагик Авакян: Вы знаете, "Казбеги" не был никогда полностью закрыт. То есть просто по некоторым показателям географическим и по удаленности он уступал тому же Рокскому перевалу, но он действовал, просто пришлось как бы весь грузопоток перенаправить на "Казбеги". Другое дело, что как "Казбеги", так и "Рок" время от времени закрывались, иногда по климатическим или географическим причинам, а чаще по политическим. И вот эти сбои, конечно, всегда отрицательно сказывались на экономической ситуации. Безусловно, закрытие, я не буду говорить об открытии, потому что, повторюсь, оно всегда было, а закрытие...

Дэмис Поландов: Нет, он все-таки был закрыт, по крайней мере, после 2008 года был достаточно длительный период, когда...

Гагик Авакян: 2008 год – это, да, безусловно. И это, конечно, привело к очень напряженной ситуации, вплоть до того, что начали ограничивать продажу нефтепродуктов для того, чтобы обезопасить себя на более долгий срок, если эта дорога будет стоять. Да, это жизненно важные, конечно, для нас пути, переоценить их просто невозможно.