Чиновники пострадали за "любопытство"

С помощью специально созданной программы осуществлялось внедрение в компьютерные системы

Генеральный прокурор Грузии Арчил Кбилашвили на сегодняшней пресс-конференции рассказал, почему были задержаны 12 высокопоставленных чиновников МВД. В основном их подозревают или обвиняют в превышении полномочий, в ряде случаев речь идет о незаконном лишении свободы и несанкционированных видео- и аудиозаписях. Официальные обвинения предъявлены уже большей части задержанных.

Правозащитники и оппозиция в течение последних лет неустанно твердили о тотальной незаконной слежке в Грузии. Этот факт категорически опровергали представители прошлой власти. На сегодняшней пресс-конференции главный прокурор Арчил Кбилишвили подтвердил былые подозрения общественности:

"С помощью специально созданной программы сотрудники Департамента конституционной безопасности без разрешения вторгались в компьютерные системы и вели несанкционированную прослушку представителей разных политических партий и религиозных организаций. Это имело место в случае с Ираклием Окруашвили, когда он был за пределами страны, с Нино Бурджанадзе, а также с компьютерами, расположенными в офисе коалиции "Грузинская мечта". Таким образом, сотрудники департамента незаконно собрали множество записей разговоров".

Your browser doesn’t support HTML5

Чиновники пострадали за "любопытство"



Существенную часть информации Кбилашвили получил из показаний задержанных чиновников. Например, глава оперативно-технического департамента МВД Бека Кварацхелия рассказал, что аудиозаписи, которые были распространены за несколько дней до выборов от имени сотрудника охраны Бидзины Иванишвили Бессариона Сурмава, на самом деле были записаны сотрудниками МВД, то есть Сурмава стал жертвой шантажа. В этом эпизоде фигурирует, в частности, бывший заместитель главы МВД, а затем и мэра столицы Шота Хизанишвили, который отдал указание взять Сурмава в разработку.

Из показаний еще одного задержанного – руководителя Первого главного управления Департамента конституционной безопасности Васила Кавлашвили – стало известно, что сотрудники ведомства лично выводили из строя принадлежащую компаниям Бидзины Иванишвили аппаратуру, поступающую на таможенные терминалы.

Все эти обвинения и массовые задержания в "Национальном движении" уже назвали политически мотивированными. А бывший глава МВД и премьер-министр Вано Мерабишвили рассматривает арест Шоты Хизанишвили как личную месть Иванишвили:

"Он мой очень близкий друг, мы дружим семьями. Но пусть Бидзина Иванишвили не надеется, что этими действиями он внесет в наши ряды страх и беспокойство. Это сделает нас сильнее".

Обеспокоенность оппозиции новый министр юстиции Теа Цулкиани оценивает по-своему:

"Меньшинство обеспокоено из-за того, что надежда на то, что их преступления останутся безнаказанными, не оправдалась. То, что кто-то в прошлом был политиком или занимал высокую должность, не станет поводом для иммунитета".

Жителей Грузии массовые задержания не удивляют. К этому их приучила еще прошлая власть. Впрочем, сотрудник Ассоциации молодых юристов Гаги Мосиашвили прямые параллели между действиями прошлого и нынешнего правительства считает пока преждевременными:

"К сожалению, раньше права задержанных нарушались. Можно вспомнить много фактов, когда происходило психологическое или физическое воздействие. Но я не могу вспомнить, чтобы сейчас во время задержаний не присутствовал адвокат или задержанному было отказано в защите".

Кроме того, Гаги Мосиашвили полагает, что главные судебные процессы еще впереди.

Однако, по словам исполнительного директора близкого к "Национальному движению" Института свободы Георгия Меладзе, у многих экспертов действия власти вызывают по меньшей мере удивление:

"У властей есть желание действовать против этих людей с помощью правовых мер, но основа для этого очень слаба, поэтому складывается впечатление, что все это несерьезно", – полагает Гиорги Меладзе.

Не все арестованные сотрудники МВД признают свою вину. Известно, что среди "отказников" директор Департамента конституционной безопасности Леван Кардава, который обвиняется по трем статьям.