Судебный поп-корн

Тенгиз Аблотия

Как и следовало ожидать, после того как «Грузинская мечта» окончательно пришла к власти, в стране начались задержания высокопоставленных чиновников.

Сами аресты – разные, и не стоит относиться к ним одинаково. То, что экс-министр внутренних дел и обороны Бачо Ахалая будет арестован, не вызывало никаких сомнений. В восприятии сторонников «Мечты» он был дьявол если не номер один, то номер два – точно. Вокруг его имени ходили настоящие городские легенды ужасов, и Бачо Ахалая на свободе – это было бы просто оскорблением «мечтателей». Поэтому на первый раз его взяли по очень «вегетарианским» обвинениям – физические и словесные оскорбления в отношении офицеров. В общем, как говорится, из того что было... Впрочем, было понятно, что со временем будут выдвинуты более тяжелые обвинения – во всяком случае, лично я не жду, что в ближайшие пару лет (как минимум) Ахалая увидит белый свет не в клеточку.

Сложнее обстоят дела с руководителем Генштаба Георгием Каландадзе. У него есть шансы выйти сухим из воды - в отличие от Ахалая, пока все обвинения в его адрес остаются в рамках превышения служебных полномочий, но без особо тяжелых проявлений. Время от времени в деле появляются новые эпизоды – два раза его арестовывать не стали, что будет на третий раз – посмотрим... К тому же ему повезло – в список главных злодеев он не входит, более того, общественность относится к нему вполне нейтрально.

Самым крупным по числу арестантов является дело о прослушке – целых 10 крупных чиновников МВД Грузии. По этому делу тоже могут быть разные мнения – понятно, прослушка политических конкурентов дело нехорошее и вне всяких сомнений незаконное, но... На фоне информации о массовых зверствах и беспределе в правоохранительных органах страны начинать процесс «восстановления справедливости» с дела о банальной прослушке конкурентов – мелковато, на геноцид и преступления против человечества явно не тянет. А ведь народонаселение именно Нюрнбергского процесса и ждет...

В рамках последнего дела хотел бы выделить одно: среди высокопоставленных чиновников арестован 18-летний мальчишка Василий Джамалашвили – вундеркинд, начавший карьеру в 11 лет в магазине компьютерной техники, а в 16 лет прямо с прилавка магазина переведенный в министерство на крупную должность. По информации прокуратуры, малец легко, как орехи, ломал защиту «враждебных компьютеров», внедряя туда какие-то диковинные программы.

Разумеется, нарушение закона есть нарушение закона, но... Грузия в ее нынешней ситуации, с ее географическим положением, неспокойным соседством и территориальными конфликтами не должна терять таких вундеркиндов – у нас их и так пару штук на всю страну. Я бы на месте наших властей отшлепал бы его по одному месту и вернул на работу. Или неужели «мечтатели» думают, что с их приходом к власти мир изменится, исчезнут такие понятия, как организованная преступность, наркотрафик, торговля оружием, шпионаж, да, в конце концов, уголовные преступления? Или они уверены, что со всеми эти явлениями можно бороться исключительно силой убеждения? Расскажите об этом кому-нибудь в ЦРУ или Моссаде – смеяться будут очень долго...

И уж тем более гуманность можно проявить на фоне готовящейся амнистии, в ходе которой даже убийцам и насильникам скостят половину срока. Неужели убийцы нам важнее компьютерных гениев?

Так или иначе, все только начинается. Разумеется, часть дел будет раскрыть относительно легко – как, например, убийства нескольких молодых людей, странную история некоего Кимеридзе, по официальным данным упавшего с лестницы в здании полиции в городе Хашури – при том, что падение с лестницы, хоть и является любимой отговоркой всех школьников мира, но лично я не встречал ни одного реального человека, который на самом деле упал с лестницы – к тому же с фатальным исходом.
Есть среди поданных исков и явно высосанные из пальца, рассчитанные на то, что надо громко произнести нужные имена (Ахалая, Мерабишвили, Адеишвили, Угулава, Бокерия), и можно сделать все – в том числе вытащить из тюрьмы закоренелого бандита.

Пожалуй, самые сложные дела предстоят в самом чувствительном сегменте – случаях отнятия бизнеса лицами, близкими к «Нацдвижению». Тут будет сложнее всего, поскольку нынешние владельцы спорных компаний усиленно готовятся к битве. И тут судебные перспективы самые разные. К примеру, есть дела, в которых «отнятие» было не совсем «отнятием», и за компанию заплачены деньги – разумеется, под принуждением, однако деньги заплачены, а доказывать факт принуждения – дело нелегкое.

В общем, ближайшие полгода на поп-корне экономить не приходится...