Список раздора

Срок, данный НПО на уточнение списка политзаключенных, парламент решил продлить

Список из 186 заключенных в Грузии, которым предполагается присвоить статус политических, по-прежнему вызывает споры. Его рассматривает специальная комиссия из 13 экспертов и представителей НПО, созданная при парламентском комитете по правам человека. Сегодня же стало известно, что заключенный Мераб Ратишвили, который тоже фигурирует в документе, обратился к комитету и рабочей группе с просьбой вычеркнуть его из этого списка и рассмотреть его дело отдельно.

Просьбу Мераба Ратишвили на сегодняшней пресс-конференции поддержали Ассоциация молодых юристов и НПО "42-я статья Конституции". Впрочем, это и неудивительно. Вместе с авторитетными международными организациями они неоднократно указывали, что он вот уже шестой год находится в тюрьме по сфабрикованному обвинению. Дело Ратишвили также попало и в доклад Верховного комиссара ЕС по правам человека за 2011 год. Его арестовали в 2007 году, обвинив в употреблении и хранении наркотиков в большом количестве.

Сегодня в телефонном интервью Мераб Ратишвили рассказал, что, будучи в тюрьме, он пристально следит за всеми отчетами местных и международных НПО по политзаключенным. Но в списке, который рассматривает рабочая группа, он обнаружил имена, о которых никогда не слышал:

"Мне не все равно, в каком списке я окажусь и вместе с кем меня выпустят. Я предпочитаю оставаться в тюрьме, когда их выпустят. В перечне есть незаконные заключенные, узники совести, но категория "политические заключенные" совсем другая, моральная категория. Нельзя всех в одном списке мешать".

По его мнению, в указанный список непонятные люди попали благодаря лоббистским организациям, для которых работа над вопросами политзаключенных превратилась в бизнес.

Your browser doesn’t support HTML5

Список раздора



Группа при комитете по правам человека к работе приступила 7 ноября. Но через неделю из-за возникших разногласий ее покинули "42-я статья Конституции" и Ассоциация молодых юристов. Правозащитники заявили, что двухнедельного срока, за который они должны были рассмотреть около 190 дел, недостаточно. По словам исполнительного директора НПО "42-я статья Конституции" Нази Джанезашвили, по многим делам даже не было вынесено заключений. О причинах, породивших вопросы, говорит и исполнительный директор Ассоциации молодых юристов Эка Попхадзе:

"В списке есть люди, о которых никто ничего не знает. Тут фигурируют дела с пострадавшими, которых пытались убить, например. Так вот, эти пострадавшие протестуют против внесения имен таких заключенных в список политических. Все это стало причиной наших сомнений в правильности такой политики, и мы покинули группу".

С претензиями этих НПО не согласен представитель Хельсинской группы Гела Николаишвили. Именно эта организация представила самый длинный список из 186 человек. По его словам, принцип обобщения, которым руководствовались он и его коллеги, обусловил рост количества имен в этом списке:

"Если заключение, например, составлено по четырем фигурантам операции "Энвер", то оно должно распространяться на всех 10 человек, проходящих в рамках одного дела. Если из 44 арестованных 26 мая заключение составлено лишь по четырем, это должно распространяться и на других".

Несмотря на то что НПО "Центр по правам человека" до сих пор остается в рабочей группе, вопросы к списку политзаключенных возникли и у его главы Учи Нануашвили. Именно поэтому он сегодня тоже поддержал инициативу Мераба Ратишвили. Уча Нануашвили считает, что дела тех заключенных, по которым у местных и международных организаций нет вопросов, можно было рассмотреть отдельно и в более короткие сроки:

"Что касается второй группы, к которой есть вопросы, нужно было продолжить работу. А теперь все "варятся в одной кастрюле", и это неправильно".

Вместе с тем слишком "амбициозным" и "оскорбляющим достоинство других политзаключенных" считает заявление Мераба Ратишвили глава парламентского комитета по правам человека Эка Беселия. Она заявила, что не намерена рассматривать его дело обособленно. Что касается спорных моментов, о которых речь шла выше, Беселия считает, что вопросы будут возникать всегда.

"Нет списка, по которому будет полное согласие. Кому-то всегда захочется быть в нем, а кому-то захочется не включать кого-то в этот список. Это серьезная тема, и она неприятна "Национальному движению". При этом она посоветовала членам НПО задуматься, на чью мельницу они льют воду.

В свою очередь Ратишвили считает, что новая власть не сумела доказать, что предыдущая была авторитарной. И все споры привели к тому, что ему приходится незаконно отбывать срок и при новом правительстве.

Две недели, которые были даны НПО на уточнение списка политзаключенных, парламент решил продлить. Окончательный вариант должен быть оглашен 5 декабря. Хотя, как заявил Уча Нануашвили, он не уверен, что к этой дате рабочая группа все же успеет подготовить окончательную версию.