Александр Крылов: На Западном Кавказе может опять начаться новая кавказская война

Новая война вряд ли это в интересах народов, населяющих Кавказский регион

Научный семинар "Западный Кавказ: между прошлым и будущим" начал работу в Сухуме 28 ноября. Семинар организован Абхазским институтом гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа и Научным обществом кавказоведов. Его президент Александр Крылов ответил на вопросы нашего сухумского корреспондента.

Анаид Гогорян: Расскажите о формате вашего сотрудничества с абхазскими учеными. Какая работа ведется, и какие у вас планы дальнейшие, будет ли подобный семинар, например, ежегодным?

Александр Крылов: У нас была первая совместная учредительная конференция в 2010 году. Тогда часть абхазских ученых поддержала нашу идею создания общества кавказоведов и вступила в общество. Другая часть посчитала, что более целесообразно создать независимое абхазское научное общество кавказоведов. Но до сих пор оно пока еще не создано. Не знаю, может быть, когда-нибудь оно будет создано. Всем абхазским ученым мы желаем удачи.

С теми, кто с нами сотрудничает, нам удалось провести несколько конференций. Они были в Южной Осетии, Северной Осетии и Армении. Во всех этих конференциях принимали участие абхазские представители, они выступали с разными докладами. Наше партнерство очень хорошо развивается. Будем надеяться, что в будущем сможем как-то сотрудничать. Когда ты знаешь чужую точку зрения, то это всем идет на пользу. Цель нашего общества – наладить связи между учеными разных стран, которые после СССР были разорваны и сейчас поддерживаются на личном уровне. Возможности нашего общества позволяют ученым публиковать результаты своих работ.

Your browser doesn’t support HTML5

Слушать



А. Г.: Как вы думаете, что могли бы сделать ученые, историки, чтобы изменить ситуацию, которая сложилась вокруг, например, "черкесского вопроса"?

А. К.: Здесь важно понимать, что любые трагические проблемы, которые имели место в истории, требуют серьезного отношения. Все-таки история Кавказа представляет собой очень толстую книгу. Сейчас очень много желающих вырвать одну трагическую страницу из этой истории, на этой странице вымарать половину содержания и говорить о том, что им хочется. И делается это многими совершенно сознательно для того, чтобы раскрутить ситуацию. Это и внешние силы, это и внутренние силы. Разного рода авантюристы, которые хотят на фоне обострения представить себя главными патриотами своего народа, ни мало не заботясь, чем это для народов обернется. Собственно, главная опасность – что на Западном Кавказе может опять начаться новая кавказская война. Конечно, кому-то этого очень хотелось бы. Но вряд ли это в интересах народов: и абхазского народа, и народов Северного Кавказа, и государства России. Это совершенно не в наших интересах. Это важно понимать.

Почему вымарываются страницы? Потому что история очень сложная и комплексная, тут надо понимать логику событий. Если из нее выдергивать по своему усмотрению какие-то факты, их раздувать или извращать, то, конечно, это уже не наука, а пропагандистская война. Наша задача – все-таки предоставить какое-то объективное видение сложного исторического процесса. Мы пытаемся это делать разными способами, в том числе и такого рода конференциями, круглыми столами. Ну и публикациями, выступлениями в прессе. Насколько это будет воспринято, будем надеяться, что люди, которые хотят понять историю своих народов, своей страны, они же должны интересоваться историей, знать факты. А если просто зазубрить каких-то десять фактов и больше не стремиться ничего видеть, закрывать глаза на все остальное, что этому не соответствует, то это уже не исторический подход.

Мы даем альтернативу. Для молодежи, конечно, свойственно максималистское отношение к жизни и черно-белое видение, истории в том числе. Но, я надеюсь, что если дается альтернативная точка зрения, то какая-то часть молодежи может вполне серьезно думать, размышлять над сложными историческими процессами. Если кто-то не захочет слушать, то насильно ведь не заставишь.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия