Комиссия по адаптации: pro et contra

К принятию такого решения этих людей побудили гарантии безопасности главы республики Евкурова

НАЗРАНЬ---В ноябре в ингушскую комиссию по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим добровольно прекратить террористическую деятельность, обратились пять человек. К принятию такого решения этих людей побудили гарантии безопасности главы республики Евкурова, которые он дал месяц назад в своем открытом обращении к участникам НВФ.

Комиссия по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни существует в республике уже больше года. За это время состоялось шесть заседаний комиссии. Несколько раз менялся ее состав. С первых дней существования к работе в комиссии был привлечен и ПЦ «Мемориал». Однако следует отметить, что значительная часть обращений поступает в секретариат и рассматривается там без созыва всех участников комиссии.

Процесс добровольного возвращения к мирной жизни начинает набирать обороты по мере того, как растет доверие к этому вновь созданному институту. Поначалу в комиссию обращались родственники, чьи близкие либо уже находились под следствием, либо подозревались как участники НВФ. Зачастую родственники утверждали, что их близкие преследуются необоснованно, и просили защитить их родных от ложных обвинений или возможной фальсификации уголовных дел.

Your browser doesn’t support HTML5

Комиссия по адаптации: pro et contra



С другой стороны, нет еще четкого понимания тех функций, которые возлагаются на всю комиссию в целом и на каждого из ее членов в отдельности. Очень много скептических замечаний высказывалось сразу после создания этого института. Высказываются они и сейчас. Основным аргументом в критике служит тот факт, что комиссия не может предоставить реальных гарантий безопасности. В октябре текущего года глава Ингушетии Евкуров решил выступить сам в качестве такого гаранта. Был опубликован телефон горячей линии, по которому боевики или их родственники могут обратиться за разъяснениями или советом. И, как результат, выросло количество реальных обращений в комиссию по адаптации. Разумеется, это еще не повод для того, чтобы отмечать какую-то положительную тенденцию. Во многом все зависит от того, как сложится дальнейшая судьба этих людей. Будут ли действовать гарантии их безопасности в случае смены республиканского руководства? Как будут действовать эти гарантии безопасности в случае осуждения сдавшегося боевика? Ведь не секрет, что система отбывания наказания в России структура закрытая и весьма далекая от совершенства.

Профилактика и предупреждение преступлений не могут принести немедленный результат. Здесь предполагается наличие общенациональной стратегии в борьбе за умы и сердца жителей региона. Отнюдь не популяризация силового метода борьбы с боевиками, а, прежде всего, решение локальных конфликтов, развитие экономики, верховенство права, а также просветительская и пропагандистская работа, разъясняющая тупиковость насильственных методов, с чьей бы стороны они не применялись. Наказание должно быть адекватным и должно применяться не только к тем, кто противостоит государству, но и к тем, кто, прикрываясь государственной властью, совершает преступления, ответственность за которые в уголовном кодексе распространяется в равной степени на всех граждан Российской Федерации. Если все эти условия будут работать, может быть, тогда и комиссия не понадобится.